Почему режиссерские методы Квентина подвергают сомнениям
Недавно колумнистка The Guardian Рой Чако нарушила важный вопрос относительно фигуры культового режиссера Квентина Тарантино, что вызвало горячую дискуссию в нескольких западных медиа. Как известно, американский и британский прокат уже покоряет новая лента режиссера «Однажды в Голливуде» (в Украине фильм выйдет на экраны 14 августа), и по этому поводу журналистка рассмотрела ультранасилля в тарантиновских фильмах под новым углом.
В поле зрения Чако оказался подход режиссера к работе с женщинами и акты насилия над женскими персонажами, которые Тарантино, по ее утверждению, излишне фетишизирует. Журналистка вспомнила, как еще в начале прошлого года Ума Турман рассказала о несчастном случае, который произошел на съемках «Убить Билла». Квентин настоял, чтобы актриса сама села за руль, хотя она не была уверена, что выполнит трюк, и предупреждала об этом. В результате Ума не травмировалась, впрочем, риск был.
Тарантино имел привычку для «хорошего кадра» своими силами душить и Турман в выше упомянутом фильме, и Дайану Крюгер во время съемок «Бесславных ублюдков»
Сообщение, распространенный Uma Thurman (@umathurman) 5 Фев 2018 г. в 10:15 PST
Режиссер, конечно, публично извинился и признался, что жалеет об этом поступке больше всего в жизни. Далее журналистка перечисляет, что Тарантино имел привычку для «хорошего кадра» своими силами душить и Турман в выше упомянутом фильме, и Дайану Крюгер во время съемок «Бесславных ублюдков» – мол, актер лучше него этого не сделает.
Режиссеру упрекали, что он, находясь в близких дружеских отношениях с обвиняемым, скорее всего, знал о недостойном поведении Харви Вайнштейна и хранил это в тайне.
Для тех, кто периодически читает о самых актуальных скандалы в Голливуде, информация совсем не новая – Квентин подвергся публичному осуждению еще в 2017-м, когда на поверхность выползли грязные подробности многолетних домогательств женщин со стороны Харви Вайнштейна – продюсера и постоянного творческого партнера Тарантино. Режиссеру упрекали, что он, находясь в близких дружеских отношениях с обвиняемым, скорее всего, знал о недостойном поведении Харви и хранил это в тайне. В 2018 году кто-то раскопал интервью режиссера за 2003 год, где то оправдывает Романа Полански по делу об изнасиловании тринадцатилетней Саманты Гейли в 70-х: «Он занимался сексом с несовершеннолетней. Это не изнасилование. Когда вы употребляете слово «изнасилование», вы фактически говорите о насилии, один из самых жестоких преступлений в мире… но она хотела [секса]! Она встречалась с ним!».
Сестра Шэрон Тейт, Дебра, уже выразила глубокое недовольство тем, что режиссер фокусируется в своей авантюрной комедии на этом страшном случае, еще и в 50-ю годовщину смерти Тейт.
Нового оттенка этим скандалам добавляет тот факт, что среди ключевых событий «Однажды в Голливуде» является громкое убийство актрисы Шэрон Тейт (жены Романа Полански) «семьей» Чарльза Мэнсона в 1969 году. Сестра Шэрон, Дебра, уже выразила глубокое недовольство тем, что режиссер фокусируется в своей авантюрной комедии на этом страшном случае, еще и в 50-ю годовщину смерти Тейт.
Новая работа Тарантино, как утверждает Рой Чако, лишь доказывает, что режиссер в очередной раз фетишизирует насилия над женщиной в своем кино.
Новая работа Тарантино, как утверждает Рой Чако, лишь доказывает, что режиссер в очередной раз фетишизирует насилия над женщиной в своем кино. Среди примеров: в «Бешеных псах» единственными персонажками является «подстреленная женщина» и «шокированная женщина»; в «Криминальном читви» самой известной сценой является та, где Уме Турман усаживают шприц с адреналином прямо в грудь; в «Убить Билла» (эту ленту колумнистка называет «оргией насилия») большинство агрессии направлена на Невесту-Турман. Квинтэссенцией Чако считает «Мерзкую восьмерку», где персонажку Дженнифер Джейсон Ли постоянно подвергают побоям и пыткам.
Автор соглашается с Чако на отношение чрезмерного насилия над женщинами, впрочем, замечает, что Тарантино пора «отменять» по несколько другим причинам.
Позицию Рой Чако поспешила поддержать автор New York Post Сара Стюарт, которая иронически заметила по «Однажды в Голливуде»: «Не удивительно, что режиссер, который сотрудничал с Харви Вайнштейном вплоть до самого разгрома последнего, испытывает ностальгию по временам мужских образов с повышенной маскулиннистю и женских – в амплуа старлеток». Поэтому Стюарт предлагает отправить Тарантино в забытое ретро, не актуализируя его творчество.
Автор соглашается с Чако на отношение чрезмерного насилия над женщинами, впрочем, замечает, что Тарантино пора «отменять» по несколько другим причинам. По ее мнению, Квентин излишне эксплуатирует кровавость в своем кино, фетишизирует N-слово и вообще наслаждается садистскими сценами как с женщинами, так и мужчинами. Сцена пытки под трек Stuck in the Middle With You в «Бешеных псах», многочисленные убийства персонажей Джона Траволты и Сэмюэля Л. Джексона в «Криминальном читви» – в раннем творчестве режиссера куча теперь уже культовых эпизодов гипернасилля, представленных в комедийном ключе.
Сара Стюарт обеспокоена тем, что синефили в новом фильме автора больше обратят внимание на атмосферное и волшебное изображение старого Голливуда, чем на тот факт, что Марго Робби и роли Шэрон Тейт отведено минимум реплик.
Сара Стюарт обеспокоена тем фактом, что синефили и поклонники Тарантино в новом фильме автора больше обратят внимание на атмосферное и волшебное изображение старого Голливуда, чем на тот факт, что Марго Робби и роли Шэрон Тейт отведено минимум реплик. При этом колумнистка сама признается, что, как критик, уважает некоторые режиссерские решения Тарантино и вообще горячо любит «Бесславных ублюдков» и «Джанго освобожденного». «В мире, где количество героических женщин на экране возрастает, особенно в фильмах, написанных и снятых режисерками, – мужчинам, которые создают якобы сильных женщин на камеру и презирают их за кадром, возможно, время выйти из игры».
Нападки на режиссера не остались незамеченными. Кинооглядач National Review Кайл Смит считает позицию Рой Чако однобокой, одновременно продолжая мысль Сары Стюарт. Автор пишет, что в тех же «Бешеных псах» насилие терпят буквально все, и в основном мужчины. «Если вы утверждаете, что единственные персонажки там – это «подстреленная женщина» и «шокированная женщина», то ваша претензия, кажется, заключается в том, что в фильме не хватает женщин, чтобы их травмировать». К тому же называть сцену укола адреналином в «Криминальном чтиве» актом насилия, в его понимании, – все равно, что называть насилием операцию на сердце, ведь персонажи пытались спасти девушку от передозировки. Насчет «Убить Билла» Смит отмечает, что насилие там является идиомой: Невеста испытывает столько же страданий, сколько наносит своим врагам. Журналист убежден, что большинство садистских сцен в фильмографии Квентина отведено именно мужчинам, а женщины часто выступают сильными фигурами в его историях, как в «Джеки Браун», «Убить Билла» или «Доказательство смерти».
Экстремальное, даже несколько «мультяшный» в своей подаче насилие может быть смешным, но не тогда, когда женщина выступает целью
Автор не берется «отбеливать» Квентина, а наоборот, выражает новую мысль о любви режиссера к страданиям женщин в кадре: «Экстремальное, даже несколько «мультяшный» в своей подаче насилие может быть смешным, но не тогда, когда женщина выступает целью. Женщины естественно более уязвимы, и это меняет нашу эмоциональную реакцию». Так, Смиту совсем не нравится один из эпизодов в фильме «Однажды в Голливуде», где подобная сцена длится слишком долго.
В свою очередь, Каспар Солман с Dazed спор вокруг Тарантино в целом называет слишком упрощенной и утверждает, что аргументы оппонентов могут «испачкать эти дебаты абсолютизмами». По мнению автора, здесь необходимо сохранять чувство перспективы. Конечно, важно рассмотреть определенный мизогинний характер тарантиновских фильмов и постоянное влечение к насилию, но стоит ли это делать путем «отмены» режиссера? Солман так не считает.
В пользу неоднозначной позиции Квентина, опять же, говорит ряд сильных персонажок в его фильмографии.
В пользу неоднозначной позиции Квентина, опять же, говорит ряд сильных персонажок в его фильмографии. Как пишет автор Dazed, постановщик должен самостоятельно отрефлексировать свои произведения на примере уже следующих работ. Тем более что конструктивность спора о Тарантино станет еще важнее с годами, когда новое поколение режиссеров придет разбивать кинематографический канон. «Если киносообщество хочет двигаться вперед и защищать свою историю, пока кино в своих темах стоит на распутье, то важно иметь обоснованное понимание фильма, прежде чем пытаться исправить его недостатки».