Flow — достаточно молодой фестиваль, который ежегодно собирает несколько дестяткив тысяч ценителей современного искусства и авангардной музыки в столице Финляндии — Хельсинки. Это, пожалуй, основное, что вам нужно знать если это название вы слышите впервые. Датой Х, отправной точкой этого удивительного уикенда стало 8 августа — дата, которую фанаты еще за несколько месяцев заметили для себя красным. Но наше с Ксенией путешествие на Flow началась несколькими днями ранее…
Наш путь должен был пролегать четырьмя странами и двумя столицами — Вильнюсом и Таллинном. Мы путешествовали в Прибалтику и, собственно, на Flow впервые. Этот опыт стал для нас важным и особенным, было много открытий и неожиданностей и поэтому прежде всего хотелось бы поделиться двумя важными советами.
Совет №1: Бронируйте хостелы за несколько месяцев или ищите альтернативы
Аккредитацию на фестиваль мы получили за 3 недели до его начала. Казалось, что этого будет достаточно, чтобы успеть приобрести билеты и забронировать жилье. Но, как только мы решили определиться с хостелом — поняли, что опоздали. Почти все доступные места уже были забронированы, а среди того, что осталось, можно было выбрать только варианты с ежедневной сменой места нашей локации. Поразили и цены. Мы, конечно слышали о дороговизне северных стран, но к хостелов за $100/ночь мы были не готовы. Дело в том, что на время фестиваля все гостиницы и хостелы значительно повышают цены. Так, стоимость ночи в хостеле можно было сравнить с очень неплохим номером в чотизирковому отеле несколько дней спустя. Учитывая, что наша поездка должна была быть мегабюджетною — мы приняли решение искать альтернативные пути. Первое, что пришло на ум — каучсерфинг.
Но здесь также все не так просто. Для большинства молодежи, готовой принимать у себя гостей, уикенд фестиваля Flow — что-то необычайное и очень интимное. Именно поэтому, в большинстве случаев вы получите сообщение с отказом, обоснованное тем, что совмещать знакомство, обмен культурным опытом и посещение фестиваля они будут не способны. Еще один барьер, который отсеивает многих каучив — незнание языка. Так, некоторые из них общаются на английском на достаточном уровне, но много есть и тех, с кем вы не найдете общего языка.
Тем не менее, нам повезло найти приветливую пару, которая согласилась принять нас, несмотря даже на тот факт, что у них была запланирована свадьба 5 дней спустя. Но только 9-го и 10-го августа. Вариантов на пятницу у нас не осталось, но, тем не менее, мы решили ехать. Забегая наперед, стоит сказать, что первую ночь мы провели на вокзале: чрезвычайно уставшие, сонные, но все равно счастливы.
Совет №2: Путешествие самолетом не всегда оптимальная
Прямых рейсов из Киева в Хельсинки, как ни странно, нет. А билет с пересадкой где-то в Вильнюсе или Риге будет стоить вам столько же, как и более привлекательный тур по странам Прибалтики. Нами был выбран следующий маршрут:
Правда, после того, как свои коррективы внесло консульство Финляндии, список столиц исчезла Рига. Выгода от такого варианта очевидна: увидеть максимум стран с минимумом затрат. Оба автобусы: из Киева до Вильнюса и с Вильнюса до Таллина были ночными, а следовательно и жилье искать не пришлось. Если решите путешествовать таким вариантом — вот совет: Вильнюс является совсем не обязательной остановкой, смело отдавайте предпочтение столицам Латвии и Эстонии.
Таллинн встречает современным деловым районом, так нашпигованим стеклянными бизнес-центрами, что сначала даже не верится, что у него столь многовековая история. Но уже через несколько минут попадаешь в маленького центра с уютной главной площадью, небольшими домиками и узенькими улочками, и все становится на свои места. А дальше, сразу за ними, простирается вплоть до горизонта водяная гладь финского залива, что придает ощущение пространства и свободы внутри, которое усиливается свежим морским бризом.
Дальше нас ждала переправа паромом до Хельсинок. Чуть меньше двух часов и средневековые силуэты старого Таллина меняются живописными пейзажами небольших прибрежных островков и сдержанной архитектурой Хельсинки.
С парома — сразу же на фестиваль, где нас уже ждал выступление Skrillex, который приближался к своему эпицентру. Оставив вещи в тенте для прессы, мы отправились к Lumia Tent, который аж дрожал от перенасыщенного басами звука. Не смотря на откровенную мейнстримнисть музыки Джона Мура, это именно то, что было нужно для того, чтобы «раскачать» толпу и настроить его на волну электронной музыки, которая была определяющей в тот день.
Главный секрет успеха и чрезвычайной продуманности фестиваля Flow — тот факт, что организаторы создавали его для себя, создавали таким, чтобы самим хотелось бы его посетить.
Вообще, как показывает опыт — это ключ к успеху многих проектов. Все декорации начинали возводить за несколько недель до начала, а объявленный лайн-ап только подчеркнул безупречный музыкальный вкус и тяга к перфекционизму организаторов. Благодаря этому фестиваль прошел на удивление удачно и не зря получил несколько номинаций конкурса. Для нас Flow стал эталоном, примером, как нужно организовывать подобные мероприятия и источником опыта, который стоит перенять нашим отечественным аналогам.
Продуманная организация
Основной недостаток большинства масштабных музыкальных фестивалей — противоречивые ощущения, что сопровождают вас все время. В лайнапе безграничное количество звезд и ваших любимых исполнителей, а организаторы постоянно заставляют вас делать выбор: The Knife или Bon Iver, Future Islands или Real Estate, например. И вам приходится принимать решение: полностью посвятить это время какому-то одному исполнителю и остаться с сомнениями что может там, на соседней сцене, лучше, или постоянно разрываться между двумя тентами и в конце концов также остаться довольным не на все сто.
Над этой проблемой организаторы Flow поработали на удивление удачно. А аудитория 50 000 посетителей за 3 дня была только на руку. Так, откровенно тяжелый выбор был только несколько раз, что в своем большинстве компенсировалось тем, что менять сцены можно было без каких-либо проблем. Так, первый день полностью прошел под лозунгом прогрессивной электроники. Skrillex, Jon Hopkins, Bonobo и Darkside в качестве десерта. Разнообразила этот список Jessie Ware, имя которой прибавилось к лайн-апу в последний момент и прекрасный голос которой привлекал посетителей к главной сцене. Казалось бы, что столько музыкантов невозможно успеть услышать за вечер, но зато нам это удалось и мы получили массу удовольствия и ярких впечатлений.
Еда
Одним из основных трендов нынешнего Flow стала экология и здоровая «веганская» еда. Одновременно с незабываемым музыкальным уикендом, праздничную атмосферу почувствовали и любители быстрого уличного питания.
Организаторы собрали самые известные заведения подобного направления, пекарни, бары и кафе Хельсинки. Цены были высокими, особенно в разрезе текущего курса, но мы все-таки потратили по 10-15 евро для того, чтобы попробовать модные в последнее время фалафели и буррито.
Декорации
Именно им стоит уделить особое внимание. Фестиваль ежегодно проходит на территории нерабочей ТЭЦ. Возможно, кому-нибудь и понравился бы аутентичный внешний вид этой промышленной постройки, но этот факт точно не создал бы расслабленной и непринужденной атмосферы праздника. И здесь стоит вспомнить просто чрезвычайно талантливых декораторов. Все вокруг, буквально каждый элемент, который окружал нас на Flow, можно было смело назвать объектом современного искусства.
Значительная часть невероятной атмосферы фестиваля была создана именно искусной игрой света и внезапных решений в планировке и дизайне. Сцена-амфитеатр с надувным шаром над ней, приглушенно пидсвичувалась вечером и напоминала планету; свободное пространство для посетителей, стилизованный под причал, в конце которого на белом полотне постоянно тлел закат; стильный логотип фестиваля, выложенный из огоньков, медленно мерцали в темноте — эти и множество других дизайнерских решений целиком и полностью сглаживали острые грани мрачного индастриал-стиля.
Посетители
Это еще одна причина того, что Flow для нас стал эталоном фестиваля. Так, на территории нет кемпинга, и это с одной стороны минус. Но просто представьте: никаких грязных палаточных городков, очередей в душ и неприятных запахов от вашего соседа в толпе. Как на меня, такой вариант для фестиваля, что происходит в пределах города, более чем правильный.
Не знаю, может это просто скандинавская сдержанность, но нам ни разу не пришлось встретить неадекватного музыкального фана. При этом бары начинали свою работу одновременно с самим фестивалем и ни разу не могли пожаловаться на недостаток посетителей.
Чистота
В значительной мере это заслуга самих организаторов. В цену любого напитка, что продается в пластиковых, стеклянных, жестяных бутылках автоматически добавляется 1 евро. Сумма относительно небольшая, но ее вы можете себе вернуть обратно. Для этого достаточно принести пустую тару до специального пункта обмена на территории фестиваля и получить назад все тот же 1 евро.
Эта, как по мне, гениальная идея позволила сократить до минимума количество обслуживающего персонала и почти полностью очистить территорию. Стоит отметить, что такая идея не революционная в масштабах Хельсинки. Как оказалось, каждый супермаркет также оснащен специальным автоматом, что возвращает вам деньги — правда, только от 20 центов до 1 евро в зависимости от размера и типа тары.
Звук
Организаторы много внимания уделили отсутствия шумового загрязнения, и это никоим образом не повлияло на качество и громкость звука. Собственно он был близким к идеальному и более чем достаточной громкости на каждой из пяти сцен. Даже под навесом двух стейджив фанаты смогли оценить блестящую игру одного из самых громких реюнионив года Slowdive, что играют пост-рок, где саунд и точность выполнения играли одни из главных ролей.
Незабываемые впечатления
Как показала практика, настоящие открытия ждут вас там, где вы даже не ожидаете. FKA Twigs — одно из главных открытий года в последний момент отменяет свое выступление. Зато на главной сцене поет Jessie Ware, которую я впервые услышал всего лишь за неделю до Flow. И ее изящные песни с действительно богатым аранжировкам, необычайным вокалом и нотками пост-дабстепа смогли как минимум поразить.
Real Estate были лично для меня безусловными фаворитами. Их блестящее выступление только подтвердило для меня эту мысль, а для Ксении — автоматически перенес этот квартет в число кумиров и добавил к ящику музыкальных открытий фестиваля. Серьезно, единственное, чего хотелось того воскресного дня — чтобы их прекрасные монотонные мелодии серф-рока никогда не заканчивались.
Мы ждали на The National. Ждали еще из обещанного концерта в Киеве, который отменили. Мы получили The National. И получили даже больше, чем ожидали. После того, как группа отыграла почти все хиты с «Trouble Will Find Me» и предыдущих альбомов, Мет Бернингер выполнил «Mr November», которая стала кульминацией выступления. Невероятная атмосфера перелилась за край и фанаты радостно встретили своего кумира, что прорывался сквозь них, повторяя «Im Mr November, I wont fuck us over».
Вот так, расталкивая удивленных посетителей, и наступая им на ноги, Мэт прошелся сквозь всю толпу и вернулся на сцену. Все просто с ума сходили, а нашему восторгу не было предела. Конечно, потом мы узнали, что именно так происходят все последние концерты группы, но то, что мы увидели, было как минимум искренне.
Самый громкий реюнион этого года стал настоящим глотком позитива в воскресный вечер. Бесспорные хедлайнеры, эти двое ветеранов хип-хопа танцевали и прыгали, зажигали толпу, создавали настоящее шоу так, будто и не было этих 10 лет перерыва. Около 20 000 фанатов в ярость и подпевали когда Андре 3000 и Big Boi исполняли хиты «Microsoft. Jackson» и «Hey Ya!». Отличное завершение замечательного фестиваля.
Недостатки
Относительно недостатков. Так, сделать Lumia Tent и Black Tent открытыми было бы невозможно вследствие их непосредственной близости к главному стейджу и собственно друг к другу, но там было откровенно жарко. Это было пожалуй единственной помехой, которую нам пришлось отметить за все время.
Эта поездка стала для нас удивительным опытом, подарила нам замечательных людей, искренние эмоции и ощущения, когда один день стоит недели. Из шести ночей мы нормально спали только три, питались бутербродами и принимали душ в ближайших хостелах. Мы вставали в семь и ложились далеко за полночь. Мы посетили три столицы и увидели вживую наших кумиров. Нас растолкал солист The National, мы поймали пост-дабстеп волну Jamie XX, а музыканты Real Estate играли на расстоянии вытянутой руки. Это то, что действительно запомнится надолго, это был счастливый неделю. Мы поняли, что такие фестивали — обязательный атрибут удачного лета. Попробуйте, и вы не пожалеете.
Kesämuistoi ✌️ #flowfestival2014 #flow2014 #OutKast #Gopro
A video posted by Sam (@s4amm) on Sep 9, 2014 at 10:22am PDT