Летом 2016 Агате Киселе из Латвии отправилась в долгое путешествие на велосипеде. Проехав десять стран и более 5000 км, сегодня Агате делится своими воспоминаниями и приключениями. Как провести 143 дня на велосипеде, и что может ожидать вас в пути, читайте дальше.
Что побудило тебя отправиться в это путешествие?
Думаю, решающим моментом стало мое участие в EVS проекте в Финляндии. До этого у меня была вполне обычная жизнь – я училась в университете, подрабатывала, принимала участие в скаутской организации и проводила время с друзьями. Я будто жила внутри большого пузыря и думала, что путешествовать — дорого и опасно, особенно если ты один. Во время пребывания в Финляндии у меня было достаточно времени, чтобы смотреть вдохновляющие фильмы, читать хорошие книги, но главное, подумать о своих целях. Благодаря моей соседке я начала путешествовать автостопом так много, как никогда до этого, и впервые в жизни попробовала каучсерфинг. Это все очень меня вдохновило, и я подумала, что я хочу делать больше подобных вещей, ведь они приносят мне радость. Путешествовать на велосипеде показалось хорошим вариантом, ведь это бесплатно, ты двигаешься достаточно быстро, можешь останавливаться, где захочешь и сам решаешь, как далеко ехать каждый день. До того, я также думала, что это безопаснее, чем пеший туризм, потому что ты двигаешься значительно быстрее.
Как ты решала куда ехать?
В начале путешествия я знала, что нужно доехать до портового городка Ventspils и сесть на паром до Швеции, поскольку туда купила билет заранее. Оттуда хотела доехать до Дании, а затем в Германию (там планировала решить, мне нравится такое путешествие, и продолжить ее дальше Европой или же купить билет из Гамбурга домой).
Но когда я уже была в Швеции, то получила приглашение от моей скаутской организации присоединиться к проекту “Rowerway”, который проходил недалеко от Парижа в августе. Путешествие мне очень нравилась, поэтому я решила, почему бы не поехать туда на велосипеде. Еще по дороге в Париж, я нашла возможность немного подзаработать после проекта, собирая виноград возле Лиона. А тогда решила возвращаться обратно.
Во всех других случаях я планировала, наверное, 2 дня заранее, поскольку никогда не знала, какой на самом деле будет погода и где будет место для ночевки. Эти вещи очень влияли на курс моего путешествия, ведь с велосипедом даже 10 дополнительных километров могут все существенно изменить.
Были моменты (преимущественно во Франции), когда я вообще не планировала куда ехать, и тогда просто двигалась на юг и узнавала о пункт назначения лишь через несколько недель. Во время путешествия останавливалась просто на природе, или же просила повесить свой гамак у людей на дворе, поэтому ехала так далеко, как хотела и могла. Иногда “пробиралась” в кемпинги, чтобы воспользоваться душем и электричеством, к тому же там я чувствовала себя безопаснее.
Часто по дороге обратно мне везло находить место для ночевки еще утром того же дня (через warmshowers.org), таким образом я решала куда ехать.
Сколько ты проезжал за день?
Обычно от 60 до 80 км за день. В общем, это зависело от того, менялась погода и на меня где-то ждал хост. Самое большое расстояние за день я проехала в Швеции – 106 км, чтобы добраться до своего хоста в Katrineholm. Большинство времени я ехала 5 дней подряд, а потом отдыхала один день. Это отличный способ протестировать свои физические возможности. Со временем, когда у меня уже было немного опыта, я могла легко предугадать расстояние, которое смогу проехать и сколько это займет времени. Конечно же, были моменты, когда я двигалась очень медленно, и такие, когда я была полна энергии.
Какой была самая экстремальная погода?
Мне приходилось ехать в очень жаркую погоду. Это было в середине августа дорогой до Аннеси во Франции. Дорога была довольно холмистая, поэтому и это было достаточно трудно для неподготовленного велосипедиста, но из-за погоды это напоминало ад. Было за 30, вокруг ни дерева, ни тени, только поле за полем, стремительные подъемы и раскаленный асфальт. Но за несколько дней я смогла привыкнуть и к этому. Было очень трудно, потому что нужно было заранее спланировать, где взять воду, и случались случаи, когда у меня совсем не было воды, и нужно было ехать до следующего села. Мне нравилось останавливаться у реки или озера, чтобы искупаться, но в этом регионе все реки были слишком мелкие. Еще пришлось изменить свой режим из-за жары. Я начала ехать очень рано, а в самые жаркие часы — отдыхать.
Конец моего путешествия тоже можно назвать достаточно тяжелым. Становилось холоднее, темнее, постоянно шел дождь. В последний день путешествия, 11 ноября, мне нужно было проехать 80 км до Варшавы. Целый день шел снег, в ноги и руки было изрядно холодно, нужно было непрерывно шевелить пальцами, перчатки полностью промокли. Теплее было ехать, поэтому я не делала перерывов на еду, это был тяжелый день. Я добралась до Варшавы, когда уже совсем стемнело, к тому же успела потеряться, потому что у меня совсем не было навигации (телефон с GPS сломался раньше), только несколько фото карты. Проблуждав несколько часов, потеряв свою мокрую рукавицу, я в конце концов с помощью людей таки добраться до пункта назначения.
Где ты останавливалась на ночь и как искала места для ночевки?
Обычно я использовала два сайта, чтобы найти, где остановиться: couchsurfing.com и warmshowers.org (это как каучсерфинг специально для велосипедистов). Там я искала хоста максимум 2 дня заранее, поскольку не знала точно, сколько смогу проехать и какой маршрут выберу. Я встретила много новых людей и услышала много замечательных историй. Люди всегда были добрыми и помогали мне.
Несколько раз я останавливалась в кемпингах, но, поскольку была “бюджетным” путешественником и не имела палатки, а только гамак, мне удавалось останавливаться там бесплатно. Конечно же, нелегально.
Частенько я просто развешивала свой гамак где-нибудь на природе, а несколько раз спрашивала людей, можно было бы повесить его у них во дворе (если не могла найти места, где бы чувствовала себя безопасно). И лишь раз я действительно оставалась ночью на дворе, зато могла пользоваться бассейном, остальные раз люди приглашали меня внутрь, мы вместе ужинали, и они давали мне кровать, а иногда и целую комнату.
Однажды мне удалось найти место для ночлега без всяких усилий. Вечерело, я искала какую-нибудь красивую местность возле леса, где бы развесить гамак. Я медленно ехала, садилось солнце, и вдруг рядом проехал парень на велосипеде, видимо, возвращался с работы. На светофоре он остановился и повернулся ко мне, чтобы спросить, все ли со мной в порядке. Мы разговорились, и я поинтересовалась, знает ли он какой-то красивый лес рядом. В результате он пригласил переночевать у него дома. Это был прекрасный вечер, они с женой вернулись из кругосветного путешествия несколько лет назад, и теперь пытались помочь другим велосипедистам, как только могли.
Что тебя больше всего вдохновило во время путешествия?
Сложно выбрать что-то одно, но, пожалуй, больше всего меня поразило насколько добрыми были люди, как помогали и как всегда радушно меня принимали. Также ужасно поражала природа. Пожалуй, никогда не забуду ночь в горах вблизи Аннеси. Гроза и сильный ветер в какой-то момент изменились на безоблачное небо, усеянное звездами с огромным месяцем. А потом был невероятный рассвет. Я научилась, как мало нужно, чтобы уже иметь достаточно, и как важно делать то, что ты действительно любишь. Узнала много о себе и свои возможности.
Самое страшное, что с тобой случалось в дороге?
Мне было действительно очень страшно дважды. Первый раз — когда я ночевала одна возле какого-то поля. Хороших деревьев, чтобы повесить гамак тоже было немного, но я чувствовала себя безопасно, поскольку это было за селом. Я повесила гамак между деревом и оградой от коров, развесила свой тент в случае дождя и как защиту от насекомых. Пошла спать рано, но уже было совсем темно, как я внезапно проснулась от шагов поблизости. Быстро опомнилась и вытащила свой перцовый спрей, который всегда держала рядом. Я знала, что нужно быть смелым, и несмотря на страх, все же отклонила тент, чтобы увидеть кто там, но оказалось, что это была просто корова, которая громко жевала траву. Эти ситуация могла быть страшным опытом, но на самом деле оказалась смешной и даже милой.
Второй случай произошел осенью, когда я уже была в Польше. Это был первый день, когда я ехала совсем в темноте, хотя была лишь шесть вечера. Фонарей не было ни дорогой, ни между селами. Немного шел дождь, я ехала сама, никаких машин поблизости. Но вдруг одна машина промчалась очень быстро и остановилась в 100 м передо мной в месте, где не было абсолютно ничего и никого. Было так темно, что я не могла видеть, кто выходит из машины. Я остановилась и выключила фонарики на велосипеде. Хотела подождать пока машина снова поедет, но она не ехала. Было очень страшно, и я решила двигаться дальше и была готова спрыгнуть с велосипеда и бежать в любой момент. Но знаете что? Снова ничего не произошло. Было странно, потому что как только я проехала машину, она снова начала двигаться. Потом неподалеку какая-то тварь перебежала дорогу, хотя я успела увидеть лишь отражение моего фонарика в ее глазах. Не скажу, чтобы чувствовала себя тогда комфортно.
Назови 3 места, которые тебе больше всего запомнились из путешествия.
Мое первое любимое место в Дании. Это маяк в городке Rubjerg Knude. Я ночевала поблизости в приюте (еще одна классная вещь про Данию — по всей стране есть приюты для путешественников, где можно бесплатно остановиться — у большинства из них есть вода, туалет, место для огня. Найти их очень легко, но нужно скачать специальное приложение). Сам маяк был поразительный, особенно на закате. Вокруг были огромные дюны, а ветер задувал песок прямо в лицо с такой силой, что казалось, будто каждая песчинка — это маленькая игла.
Следующее место — точно Аннеси. Там жила больше двух недель, подрабатывая в хостеле. Неподалеку было озеро, и между работой ходила купаться по несколько раз на день. За озером виднелись горы, куда можно было легко добраться за несколько часов на велосипеде. Я провела две ночи в горах. С вершины было видно город, а вдали можно было увидеть Монт Бланк. Я немало ездила и ходила в этих районах, познакомилась с прекрасными людьми в хостеле, где работала и прекрасно провела время.
И третье место, которое никогда не забуду — это маленькое село Saint Verand, в котором также жила две недели и собирала виноград, чтобы заработать немного денег. Это маленькое место окруженное виноградниками и холмами. Тогда было много вина и сыра, хороших людей, тяжелой работы и не было интернета.
Какие у тебя планы на будущее?
Теперь я планирую длительный поход, хочу поставить себе новый челендж. Было бы классно совместить его с какими-то дополнительными вызовами, например, жизнью на улице в течение нескольких месяцев. Собираюсь в такое путешествие вокруг Исландии.
Чтобы ты посоветовала людям, которые планируют долгое путешествие на велосипеде?
Будьте открытыми и не планируйте много, ведь шансы, что что-то пойдет не по графику — очень большие. Всегда имейте цель место назначения и будьте готовы к любой погоде. Сделайте рисерч перед тем, как отправляться в путь, и будьте благодарными за все, что у вас есть.