В комнате, разрисованной цветами, не имеют запаха, стояла духота, будто солнце не зашло за горизонт, а спряталось за шкаф или под кровать и до сих пор нагревало стены. Я стоял в коридоре, едва захлопнув дверь, с ключами в левой руке и конвертом между пальцами правой. Надпись в заголовке указывал, что письмо внутри вязкий и противоречивый. Я спрятал его в карман ветровки, с намерением прочитать утром, и огляделся тесным покоем: высокий потолок, письменный стол со стулом и шкаф, густо заложена книгами. Под стеной напротив стояла широкая кровать. Над узголивям висел постер фильма «Муха» Дэвида Кроненберга с улыбающимся лицом человека-насекомого.
Свет, что проникал снаружи, витягувало по предметам тени. Напротив единственного в комнате окна возвышалась бетонная постройка, коронованная неоновым монументом рекламы, что проповедовал одну-единственную истину – Кока-кола. Надпись мелькала, освещая пространство замыкалось в тесном квадрате комнаты длиной в четыре удара сердца.
Направляясь к ванне я разулся. Пол была еще совсем теплая, словно недавно по ней ходили живые существа, нагревая паркет. Я открутил кран и снял ветровку вместе с футболкой, как будто скальп, будто кожу, залитую липким, как воск, потом. Из одежды я вылез, будто из кокона, обновляясь, и переступив керамический край ванны, включил кран. Вода в нем оказалась теплой, как молоко или слюна.
После душа я не вытерся – остатки воды испарились с кожи, пока я дошел до кровати и лег посередине, подгребая под собой простыни.
Я сложил руки на груди и почувствовал под ними липкий пот, будто мое тело вымазали нефтью. Было жарко, как в тропиках. Далеко за стенами кто-то слушал «Редких насекомых»[1]: продираясь сквозь бетон, композиция теряла мелодичность, сохраняя лишь первоначальный ритм.
Заснуть я не мог, хотя чувствовал усталость. Моему взору не сиделось под веками, он блуждал по комнате, перескакивая с предмета на предмет, пока не коснулся тонких корешков на книжной полке.
«Осиная фабрика»[2], «Овод»[3], «Муравьи»[4], «Вши»[5], «Блощица»[6], «Жизнь насекомых»[7].
«Повелитель Мух»[8].
Я читал названия книг одна за другой, тихо и монотонно, как будто молился. В какой-то момент мне казалось, что я делаю это уже Тысячу лет, целую вечность, от рождения мира.
Тени в комнате напоминали тени тропических деревьев, теплый и густой воздух, наполненный влагой, напоминало о Амазонках.
Все это время, эти Тысячу лет, липкий, как нефть, пот струился на постель. Простыни от этого становились, словно глина, пропитана слюной муравьев. Складки постельного белья напоминали коридоры бесконечного лабиринта-термитника. Я прислушался, чтобы услышать дыхание насекомых, которые спят в вязких сугробах между зимятими простынями, в тоннелях, хрупких и бесконечных, но ничего не услышал.
Поискав свой взгляд, я нашел его там, где оставил, среди книг, корешки которых выступали из темноты.
«Муравьи»[9], «Ангелы и насекомые»[10], «Саранча и мед»[11], «Жук в муравейнике»[12], «Побережье москитов»[13], «День саранчи»[14], «Смерть пчел»[15], «Муравейник»[16], «Девушка, что разрушает осиные гнезда»[17].
Ниже под ними лежали небрежно сложенные одна на одну VHS-кассеты.
«Муха»[18], «Паук»[19], «Июн»[20], «Оса»[21], «Жуки»[22].
Постепенно мое внимание привлек тихий навязливий звук с северного угла комнаты, единого места, которое не освещалось неоном извне. Этот звук был знаком мне с случайных опытов в прошлом. Я прищурился, вспоминая, и в памяти возникли стены галереи с другом выразительной экспозицией. Дэмиен Херст, «Тысяча лет[23]»: коровяча голова в стеклянном кубе и бесконечные мухи над ней, будто ореол. Здесь был тот самый звук – в черном углу комнаты гудел мушиний рой.
Что там, в темноте пространства? Еще одна комната? Дверь, ведущая глубже в нору? Я попытался заглянуть за накопление музыкальных кассет, но мой взгляд остановили названия на коробках.
«Москит»[24], «Богомол»[25], «Стрекоза»[26], «Цикады»[27], «Моль и ржа»[28], «Стрекоза, прилетевшая с солнца»[29], «Атомные москиты»[30], «Молодые личинки»[31], «Вампиры-заплиднювачи и Человек-личинка»[32].
Дочитав последнее название, я почувствовал, что под мякистю перья подушки что-то движется. Движение был неожиданный и неприятный. Под тканью, перебирая ножками, извивались и ползали равно по одной длинные существа. Анализируя силу и интенсивность движений, я предположил, что это сколопендры.
Меня не покидала мысль, что зря я пришел в это странное место. Я попытался вспомнить, кто дал мне ключи к квартиры, но не смог. Гудение насекомых в черном углу усилилось. С кровати я не вставал, чтобы не спугнуть сколопендр, ведь памятав, что они ядовитые. Мой взгляд метался стенами, а я не мог понять – он ищет спасения, пытается покинуть меня и спрятаться? Но в комнате было еще опаснее, чем в постели. Взгляд попал в нечаянную ловушку, заблудившись в накоплении аудиокассет с странными, но созвучными названиями ситуации.
«Полет раненой саранчи»[33], «Между ангелами и насекомыми»[34], «Контроль москитов»[35], «Песня муравьиного воина»[36], «Музыка для комашинои сознания»[37], «Насекомое мир»[38], «Рой»[39], «Банка с мухами»[40], «Королевство насекомых»[41].
Я попытался систематизировать звуки, которые слышал, чтобы утром отчитаться перед владельцем, кем бы он ни был (вспомнить его мне так и не удалось). После гудение мух и стрекотание сколопендр я отчетливо услышал шуршание муравьиной колонии в увлажненных простынях.
Далее, сохраняя неподвижность, я думал об утро, и его свет, который станет убедительной антитезой темноте, что, казалось, сгущалась и вязла вокруг. Лежа на спине, я притворялся мертвым.
И тогда во мраке возник звук другого характера, который был признаком присутствия в комнате живого существа значительно большей насекомое. Это было очень странно, потому что я отчетливо вспоминал, как мне говорили, что в комнате я буду ночевать сам. Но то, что вышло из тьмы, не было человеком, хотя я видел его не впервые. Это была фигура из «Незавершенного»[42] Пьеру Гвига, которую 2013-го я осматривал в Каселе на dOCUMENTI (13) – не человек, а каменный гермафродит, существо без пола.
Ее вытесаны из серого камня тело сделало шаг. Рельефные мышцы и изящную анатомию обнаженной фигуры обозначило свет неона, что проникал сквозь окно. На то, что это именно объект Незавершенного, указывала очень выразительная признак – дикий улей вместо головы, большой и массивный, с желтыми сотами, пропитанными медом. С него на каменные грудь и пол скрапувала вязка и густая патока, растекаясь липкими пятнами. Сотами ползали пчелы.
Идол вышел из темноты, наступая и растирая патоку. Он подошел к кровати, делая один шаг каменной ноги за вторым. Мед, что виповнював соты, топился от жары и выливался липкими сгустками на постель. Вязка, тягучая жидкость разлазилась простыней, а горячие кристаллики сахарозы обжигали мою кожу. Каменными коленями идол уперся в постель и наклонил ко мне свою голову-улей вместе с пчелами, которые обслуживали и охраняли его. Если бы у него был нос, я бы подумал, что он принюхивается, но носа не было. Возможно, он хотел, чтобы я коснулся улья, пропихнул в его липкую субстанцию пальцы, но я дальше лежал неподвижно.
Незавершенный отклонился, присел и залез под кровать.
Пчелы гудели вокруг меня. Но и без них в комнате хватало насекомых. Пока я испуганно наблюдал за Незавершенным, они наполнили матрас подо мной. От мрази, что копошилась внутри, меня отделяла лишь тонкая пленка хлопкового простыни.
Громче от их гудения был разве что ритм песен, которые достигали моей комнаты с какой-то другой комнаты этого бетонного блока. Я заглянул в черный угол, в котором вполне могли быть дверь или целая брама, которая вела в параллельные покои дома. Тем временем музыка гучнишала, бубнявиючи четкими ритмами, будто расстояние до места, где ее слушали, коротшала. Песни доходили до меня последовательно, одна за другой.
Москит[43] оса[44], моль[45], бабка[46], тля[47], богомол[48], цикада[49], москит[50], пчела[51], черная муха[52], скарабей ра[53], сахарная лусочниця[54], муха это-это[55], вуховертка[56], гусеница[57], уховертка[58], тля[59], цинамоновий паук[60], куколка[61], сверчок[62], насекомые[63], насекомое[64].
Сверчки[65], жуки[66], пауки[67], членистоногие[68].
Насекомые[69]. Насекомые[70]. Насекомые[71].
Мошка, которая поедает мертвую голову[72], тля, что ворует удобрения[73], череп, полный личинок[74], шахта, полная личинок[75], пылающий ящик с муравьями[76], комашине дерево[77], муравьиная ферма[78], колония личинок[79], улей[80], моль в инкубаторе[81], локо москито[82].
Нападение пчел-убийц[83], нападение гнуса[84], битва саранчи[85], муравьиное вторжение[86], Звезда саранчи[87], Ловец мух[88], Верховода насекомых[89], Повелитель мух[90], Повелитель мух[91], монструозные личинка[92], человек-оса.[93]
Наконец источник звука изменилось, я уже не сомневался, что музыка звучала из-за смежной стены, в которую я упирался спиной. Стена прогиналась, будто бумажная. После Королевства мух[94] песни перестали проигрываться последовательно, зато звучание стало одновременным и каким-то аж ритуальным, будто их слушали на сотни устройств одновременно или на одном устройстве, сделанном из многих маленьких проигрывателей. Эта конструкция могла иметь вид высокого тотема. Совокупность песен дрожала неистовой внутренней агресиею.
Рассвет безумной саранчи[95], комашини правила[96], день саранчи[97], дождь с вшей в Сан-Франциско[98], мертвые лошади оживают с мухами[99], стадия личинки[100], будь Саранчой или оставайся Одиноким[101], черви адских париков[102], странный кокон[103], тень осы[104], толстая личинка[105], комарине распятие[106], смерть червя[107], годы саранчи[108]. спянилий мотыль[109], красный москит[110], сверчок-одиночка[111], белый кокон[112], комашине племя[113], легионы саранчи[114], муравьиная Империя[115], Осиная Королева[116], Осиний Король[117], Король-пчела[118].
Я Пчелиный Король[119].
Я Пчелиный Король[120]
Инфернальный рой гудел в уродливых владениях этой комнаты. Насекомые вилущувались со слов, вылезали изнутри пленок и кассет выползали из страниц. Свет неона из-за окна розчинялось в суетливом трепетании крылышек и напоминало стробоскоп.
Дальше лежать неподвижно я не мог, осознавая, что меня ждет гораздо большая опасность, чем сколопендры, если я буду оставаться здесь дольше. Надо было хватать одежду и бежать. Главное забрать ветровку с конвертом в кармане, с которого все началось. Я вытянул руку, поворачиваясь на бок, но густой рой насекомых покрыл мое тело. Под их тяжестью я не мог подвинуться ближе. Я больше не чувствовал кровати, а только подвижную массу, что ползала подо мной большим раздутым ковром. Щекотка хитиновых тел с азотовмисного полисахарида, шуршание крылышек, взгляды мириад составных глаз, стрекотание ножек. Мысли-насекомые устроили себе теплое и липкое гнездо в моем сознании.
Грудь прогибались под тяжестью паразитов. Я открыл рот, чтобы крикнуть, но вместе с воздухом втянул насекомых. Они забили мне легкие, и пока я судорожно тянул предпоследний дыхание, свили там коконы и отложили яйца. Мои поры открылись, и из них, как из коконов, вылетели мухи, начиная в моем теле бесконечное насекомое колонию, где субтропический климат плодил во влажных дебрях многочисленных насекомых, которые откладывали яйца-личинки во плоти, чтобы породить потомство, что будет копошитись под кожей, пока не пробеться сквозь тонкую оболочку. Насекомые сделают тоннель в мышцах, рассечет тонкий эпидермис, чтобы оказаться наружу, чтобы загудеть, застрекотати, зашурхотити своими крылышками, разложить их и полететь между деревьями.
И вдруг эта колония поднялась над кроватью, напуганная неожиданным звуком. В дверь кто-то звонил, настойчиво и уверенно, стоял, давил на пуговку звонка и ждал, пока ему откроют. По силе натиска я догадался, что в другой руке он держал гитару в футляре, на которой всегда играет левой. Ладонь на этой руке обросла черной шерстью с длинными ногтями на трех пальцах – указательном, среднем и безымянном.
______________________________________________________________
[1] «Liquid Insects», Amorphous Androgynous, album «Tales Of Ephidrena», 1993
[2] «The Wasp Factory», Iain Banks, Macmillan, 1984
[3] «The Gadfly», Voynich Ethel , H. Holt, 1897
[4] «Les Fourmis», Bernard Werber, Albin Michel 1991
[5] «The Lice», W. S. Merwin, Atheneum, 1967
[6] «Клоп», Владимир Маяковский, журнал «Молодая гвардия», 1929
[7] «Жизнь насекомых», Виктор Пелевин, журнал «Знамя»,1993
[8] «Lord of the Flies», William Golding, Faber and Faber, 1954
[9] «Les Fourmis», Boris Vian, édition Éditions du Scorpion, 1949
[10] «Angels and Insects», A. S. Byatt, Vintage Books, 1994
[11] «Locusts and Wild Honey», John Burroughs, 1879
[12] «Жук в муравейнике», А. Стругацкий, Б. Стругацкий, Сталкер, 1979
[13] «The Mosquito Coast», Paul Theroux Hamish, Hamilton 1981
[14] «The Day of the Locust», Nathanael West, Random House, 1939
[15] «The Death of Bees», Lisa ODonnell, Windmill Books 2013
[16] «Anthill», E. O. Wilson, W. W. Norton & Company, 2010
[17] «Luftslottet som sprängdes», Stieg Larsson, Norstedts, 2007
[18] «The Fly», David Cronenberg, 20th Century Fox,1986
[19] «Spider», David Cronenberg, Sony Classics, 2002
[20] «Kyatapirâ», Kôji Wakamatsu, Lorber Films, 2010
[21] «Wasp», Andrea Arnold, UK Film Council, 2003
[22] «Bug», William Friedkin, Lions Gate Films Inc., 2006
[23] A Thousand Years, Sculpture. Damien Hirst 1990 2075 x 4000 x 2150 mm
[24] «Mosquito» album, Yeah Yeah Yeahs, 2013
[25] «Praying Mantis» album, Jim Carroll 1991
[26] «Dragonfly» album, Electric Jesus, 2002
[27] «Cicadas» album, The Cicadas, 1997
[28] «Moth & Rust» album, The Miscellaneous, 1999
[29] «The Dragonfly From The Sun album, Deyss, 2000
[30] «Atomic Mosquitos» album, Atomic Mosquitos, 2001
[31] «Early Maggots» album, Maggotron, 1990
[32] «Seminal Vampires and Maggot Men» album, Abscess Album, 1996
[33] «Flight of the Wounded Locust» album, The Locust, 2001
[34] «Between Angels and Insects» album, Papa Roach, 1999
[35] «The Mosquito Contro» EP, Isis, 1998
[36] «Little Village» album, Little Village, 1992
[37] «Music For Insect Minds» album, Halo of Flies, 1991
[38] «Insect World» album, Doming Lam 2002
[39] «The Swarm» album Wu-Tang 1998
[40] «Jar of Flies» EP, Alice in Chains, 1994
[41] «Insect Kingdom» album, thisquietarmy, 2015
[42] Untilled, Installation, Pierre Huyghe, 2011-12. dOCUMENTA (13)
[43] «The Mosquito», The Doors, album «Full Circle», 1972
[44] «Wasp», Black Sabbath, album «Black Sabbath» , 1970
[45] «Moth», Aimee, album «Mann Lost in Space», 2002
[46] «Dragonfly», Blondie, album «The Hunter», 1982
[47] «Aphids», Хмм, simgl «Comin Home» , 1998
[48] «Mantis», Rza, album «Rza As Bobby Digital In Stereo» , 1998
[49] «Cicadas», Swoon 23, album «Legendary Ether Pony», 1997
[50] «Mosquito», Black Fork, album «Rock For Loot», 1997
[51] «Bee», Sugarcubes, album «Here Today Tomorrow Next Week», 1989
[52] «Black Fly», ZZ Top, album «Rhythmeen», 1996
[53] «Scarab Of Ra», Dogzilla, album «theres Always Something Wrong», 1991
[54] «Silverfish», Belly, album «King», 1995
[55] «TseTse fly», Wall of voodoo, album «Dark Continent», 1981
[56] «Earwig», Dead Milkmen, album «Eat Your Пейсли», 1986
[57] «Caterpillar»,Cure, album «The Top», 1984
[58] «Earwig», Milk, album «Ear», 1993
[59] «The Aphid», Fall, album «Cerebral Caustic», 1995
[60] «Cinnamon Spider» Jack Off Jill, album «Clear Hearts Grey Flowers», 2000
[61] «Chrysalis»,The Railway Children, album «Recurrence», 1988
[62] «The Cricket», Mannheim Steamroller, album «Fresh Aire III», 1979
[63] «Insec», Barry Brown, album «The Best of Barry Brown», 1984
[64] «Insect», Boxcar, album «Vertigo», 1990
[65] «Grasshoppers», Ryuichi Sakamoto, album «End Of Asia», 1982
[66] «Beetles», Aphex Twin, album «Girl Boy», 1996
[67] «Spiders», System of a Down album «System of a Down», 1988
[68] «Anthropod», Hovercraft, album «Experiment Below», 1998
[69] «Insects», Altered Images, album «Happy Birthday», 1981
[70] «Insect», Voivod, album «Negatron» , 1995
[71] «Insect», Xorcist, album «Nomad», 1999
[72] «Moth-Eaten Deer Head, The Locust, album «The Locust», 1998
[73] «Aphid ManureHeist», Beck, album «Stereopathetic Soul Manure», 1994
[74] «A Skull Full Of Maggots», Cannibal Corpse, album «Eaten Back To Life», 1990
[75] «Mines Full Of Maggots», Alien Sex Fiend, album «Bat Cave Masters», 1998
[76] «Flaming Box Of Ants», Outerspace, VA «Superwinners»
[77] «Insect Tree», Catherine, album «Sleepy», 1994
[78] «Ant Farm», Eels, album «Electro-Shock Blues», 1988
[79] «Maggot Colony», Carcass, album «Reek Of Putrefaction», 1988
[80] «Beehive», Boss Hog, album «Boss Hog», 1995
[81] «Moth in the incubator», Flaming Lips, album «Transmissions From The Satellite Heart», 1993
[82] «Loco mosquito», Iggy Pop, album «Soldier», 1980
[83] «Attack Of The Killer Bees», Archers Of Loaf, album «All The Nations Airports», 1996
[84] «Gnat Attack», Kansas, album «Leftoverture», 1966
[85] «Battle Of The Locusts», Vangelis, album «666», 1971
[86] «Ants invasion», Adam and the Ants, album «Kings of the Wild Frontier», 1980
[87] «Locust Star», Neurosis, album «Through Silver In Blood», 1996
[88] «Fly Catcher», Hentchmen, album «Ultra Hentch», 1994
[89] «Insect Head», Eat, album «Sell Me A God», 1989
[90] «Lord Of The Flies», Nosferatu, album «Lord Of The Flies», 1988
[91] «Lord Of The Flies», Iron Maiden, album «The X Factor», 1995
[92] «Maggot Monster», Nocturnal Breed, album «Aggressor», 1997
[93] «Wasp Man», Who, album «Twos Missing», 1985
[94] «Kingdom Of The Flies», Legendary Pink Dots, album «Malachai-Shadow Weaver», 1993
[95] «Mad Locust Rising», Agent Steel, album «Mad Locust Rising», 1985
[96] «Insects Rule», Brendan Benson, album «One Mississippi», 1996
[97] «Day Of The Locusts», Bob Dylan, album «New Morning», 1970
[98] «Rain Lice in San Francisco», Erasure, album «Rain Plus», 1997
[99] «Dead Horse Alive With Flies», Harold Budd, album «By The dawns Early Light», 1991
[100] «The Larval Stage», Namanax, album «Monstrous», 1988
[101] «Be Locust Or Alone», Current 93, album «Imperium», 1987
[102] «Maggots Hell Wigs», Mouse On Mars, album «Autoditacker», 1997
[103] «Strange Cocoon», Psygone, album «Optimystique», 1997
[104] «Shadow Of The Wasp», Royal Trux, album «Thank You», 1995
[105] «Fat Maggot», Skeletal Earth album «eulogy от For A Dying Fetus», 1991
[106] «Mosquito Crucifixion», Suicide Commandos, album «Make A Record», 1978
[107] «Maggot Death», Throbbing Gristle, album «The Second Annual Report», 1977
[108] «Locust Years», Vigilantes Of Love, album «Dark Slow Train», 1997
[109] «Drunken Butterfly», Sonic Youth, album «Dirty», 1992
[110] «Red Mosquito», Pearl Jam album «Live On Two Legs», 1998
[111] «Grasshopper Unit (Keep Movin)», Beastie Boys, album «Hello Nasty», 1998
[112] «White Cocoon», Point, album «Fingernoid Slink», 1993
[113] «Insect tribe», Transwave, album «Helium», 1996
[114] «Hordes of Locusts», Joe Satriani, album «Dreaming #11», 1988
[115] «Empire Ants» (feat. Little Dragon), Gorillaz, album «Plastic Beach», 2010
[116] «Queen Wasp», Misfits, album «Earth A. D.», 1983
[117] «Queen Wasp», Add N To X, album «On The Wires Of Our Nerves», 1998
[118] «King bee», Rolling Stones, album «Rolling Stones», 1964
[119] «im A King Bee», Grateful Dead, album «Fillmore East 2/11/69», 1997
[120] «Im a King Bee», Slim Harpo, singl, 1957
Иллюстратор: Кирилл Кириллов