Что нужно знать об учебе, работе и жизни в Лос-Анджелесе
Два года назад Анна Вялова окончила операторский факультет университета Шевченко и решила продолжить обучение на годовой программе в New York Film Academy в Лос-Анджелесе. После университета она осталась в Америке и сейчас снимает короткометражные фильмы и музыкальные видео. На просьбу Inspired Анна рассказывает, как устроено обучение в киноакадемии в США и как искать свое место в киноиндустрии.
В Лос-Анджелес я попала в начале 2018 года: поступила в киноакадемию на одногодичную программу с операторской специальности. Решила вступить туда, потому что в Киеве четыре года проучилась на киноискусстве в Шевченко. Там было классно, но я его закончила в состоянии «как камера работает?». Я знала очень много теории, но когда приходила на съемку, у меня возникало немало вопросов. Также чувствовала, что мне не хватает практики, поэтому решила поступить на одногодичную программу в Лос-Анджелесе. Я ее выбрала потому, что там уже учились мои друзья, а еще потому, что раньше я ездила туда на короткую двухмесячную программу.
В Америке нет бесплатного обучения, я училась платно. Не подавалась на гранты и стипендии, но мне удалось получить скидку от университета. Для этого есть несколько опций. Первая: могут сделать скидку за талант. Ты должен подать свое портфолио, написать мотивационное письмо и пройти интервью. В зависимости от того, насколько талантливым тебя сочтут, можешь получить скидку от $3000 до $10 000. А общая стоимость года обучения – $30 000–$40 000.
В зависимости от того, насколько талантливым тебя сочтут, можешь получить скидку от $3000 до $10 000. А общая стоимость года обучения – $30 000–$40 000.
Мне удалось получить скидку за талант. Также я уже проходила двухмесячную летнюю программу в этом университете три года назад. Ее стоимость мне также высчитали из общей цены годового обучения – это вторая опция.
Третья опция – необходимость по семейным состоянием. Чтобы получить такую скидку, надо подавать мотивационное письмо и банковские справки о материальном состоянии семьи.
Все зависит от того, на какую программу ты идешь. В моей было минимум теории и максимум практики – это то, за чем я ехала в академию. Тебе дают камеру в руки и говорят: «На этих выходных мы снимаем такой проект – это твое домашнее задание». Почти две недели мы снимали новые проекты, и поэтому в конце учебного года у меня был полноценный шоурил, который могла смонтировать и отправлять, устраиваясь на работу.
Самый большой кайф обучения в том, что ты постоянно общаешься и сотрудничаешь с различными факультетами. Операторов, режиссеров, актеров, продюсеров и сценаристов соединяют вместе, чтобы студенты понимали, как работать в съемочной команде. Нам давали много профессиональной техники, с которой мы могли поработать, учили собирать и разбирать, показывали, как проверять каждый винтик, чтобы все было на месте и работало. В этом году у нас была очень крутая возможность делать ошибки. Если сделал их за этот год, это не страшно, потому что ты в университете, но если бы сделал их на реальной работе, скорее всего, ты «влетел» на нормальную сумму денег. С уровнем развития студента растет количество и качество техники. За год мы работали со всеми лучшими камерами, на которые снимают фильмы.
В течение обучения у нас были очень крутые задания, например: мы снимали музыкальный клип, и имели возможность снять реальное видео для реальной группы. В одном из заданий нужно было в пяти–шести кадрах рассказать историю на тему «Подарок». Для этого каждому дали одну пленку на 36 кадров. Выходить за пределы этого количества мы просто не могли. Также у нас было задание «Мизансцена», в котором нужно было снять фильм одним кадром на пленку 16 мм. К тому же камера должна стоять в одной точке на штативе, ее нельзя было двигать – только вверх, вниз, влево и вправо. У нас не было шанса переснять, сделать много дублей: пленка имела хронометраж, поэтому нужно было все хорошо отрепетировать и снять с первого, максимум со второго раза. Потом мы шли в мастерскую проявлять пленку.
Все начинается со связей в университете. Те люди, с кем ходишь на кофе или вечером на пиво, станут теми, кто будет звать тебя на съемочные площадки.
Также мы снимали собственный проект уже на 35 мм пленку без ограничений в хронометраже и кадрах, где могли показать все, чему научились. Но пленку нужно было покупать за свой счет. Шесть минут пленки стоит более $200 со студенческой скидкой, проявка с оцифровкою – тоже $150-200, поэтому весь проект обошелся в $350-400. Конечно, ты покупаешь только один ролл пленки, потому что на большее денег просто нет. А снять за 6 минут фильм – это означает, что история выйдет примерно на 1,5–2 минуты. Поэтому ты должен четко знать, какие кадры нужны и какую историю ты рассказываешь. Это мог быть художественный или документальный фильм и даже реклама или клип – полная свобода. Все зависит от того, на что хватает денег и что ты готов уложиться. А вкладываться есть смысл, ведь каждый школьный проект – это то, за чем в будущем тебя будут оценивать работодатели.
Когда окончила университет, я оформила документ на Optional practical training, который дает возможность еще один год находиться в Штатах и работать. На это надо направиться за несколько месяцев до окончания университета. Как правило, разрешение получают все студенты. Единственное условие – работать нужно по специальности, на которой учился. Ты не можешь просто пойти в Starbucks. Некоторые люди так делают, но это нелегально.
Я получила разрешение на работу, открыла себе Social security number, по которому могу получать официальную зарплату и платить налоги. Нет такого, что не берут на работу только за то, что ты иностранец: там ты имеешь все те же права, которые есть у американцев.
Для поиска работы в киноиндустрии в Лос-Анджелесе есть несколько опций:
Чем больше людей знаешь, тем больше шансов, что в тебя постоянно будет работа.
Все начинается со связей в университете. Те люди, с кем ходишь на кофе или вечером на пиво, станут теми, кто будет звать тебя на съемочные площадки. Чем больше людей знаешь, тем больше шансов, что в тебя постоянно будет работа. Лично мне часто с поиском работы помогают одногруппники.
После университета у меня есть возможность работать не только главным оператором-постановщиком, но и первым помощником (1AC), вторым помощником оператора (2AC), осветителем (gaffer) или могу выступать, как у нас называют, бригадиром/техником (grip), то есть несколько направлений.
Меня приняли на работу по резюме только один раз – реалити-шоу Amazon о дрег-квин. Все остальное – это сарафанное радио. Как правило, в Facebook ты подаешься на миллион работ, но на 70% сообщений тебе не отвечают или даже не открывают их.
В последние годы стараются больше давать работу женщинам, афроамериканцам, мексиканцам. С одной стороны, это классно, потому что это в результате создается разнообразие в фильмах. С другой стороны, когда кинокомпания прямо пишет тебе, что не берет на работу только потому, что ты белый человек, – это тоже дискриминация, только в другую сторону.
Пока что я работаю преимущественно с молодыми режиссерами, но среди моих знакомых есть и именитые люди в индустрии. Например, есть знакомый оператор, который снимал «Пилу». Он очень клевый, мы общаемся и иногда ходим на кофе или в бар, но не работали вместе. Хотя он и классный профессионал, имеющий большой опыт работы, но в последнее время сталкивается с тем, что ему не дают работу, потому что он белый мужчина, ему прямо об этом говорят. В последние годы стараются больше давать работу женщинам, афроамериканцам, мексиканцам. С одной стороны, это классно, потому что это в результате создается разнообразие в фильмах. С другой стороны, когда кинокомпания прямо пишет тебе, что не берет на работу только потому, что ты белый человек, – это тоже дискриминация, только в другую сторону. Поэтому даже если ты знаешь классных людей, которые снимали популярные фильмы в 2000-ых, это еще не значит, что у них сейчас все хорошо. Это очень политический бизнес.
В Америке люди – трудоголики, но здесь есть законы. Смена не может длиться более 12 часов. Я никогда не видела здесь такого, как в Киеве, что кто-то снимал клип 24 часа подряд. Здесь ты снимаешь 12 часов и на следующий день снова снимаешь 12 часов. Если у тебя переутруждения – 14, 16 часов или больше – тебе за каждый последующий час выплачивают в три раза больше денег, чем за первые 12. На смене ты получаешь $14 за час, но за дополнительные часы схема такая: 1 х первые 8 часов, 1.5 х 9-10 час, 2х 11-12 час, 3 х 13 час и больше. Сейчас минимальная зарплата за день, по 12 часов, – $210, в Калифорнии тебе просто не имеют права заплатить меньше.
В США есть юниони, что у нас называются профсоюзами. Здесь следят за соблюдением условий труда. Каждые шесть часов на съемочной площадке должен быть перерыв на обед. Если ты снимаешь что-то, должен каждые 6 часов кормить людей. Если этого не сделаешь, твоя репутация в качестве продюсера, режиссера или продакшена испортится. А если снимаются актеры, которые являются членами профсоюза, и ты не выполняешь условия контракта, на тебя могут подать в суд или оштрафовать. На съемочной площадке всегда должна быть вода и безопасные условия. А если работают каскадеры, всем надо оформлять страхование, кроме случаев, когда этим занимается юнион. У тебя обязательно должны быть разрешения на съемку, иначе может прийти полиция и попросить тебя уйти. Если что-то произойдет в момент, когда снимаешь без разрешения, это грозит штрафами и судами.
В Америке люди – трудоголики, но здесь есть законы. Смена не может длиться более 12 часов. Если у тебя переутруждения – 14, 16 часов или больше – тебе за каждый последующий час выплачивают в три раза больше денег
Я очень уважаю, когда люди открыты, и поэтому, когда прихожу работать на новый проект, сразу спрашиваю, какой бюджет. Это не потому, что хочу понять, сколько могу заработать, я хочу понять, можем ли мы вообще за этот бюджет снять то, что задумал режиссер. Если нет бюджета, я даже не берусь за проект, потому что понимаю, что не дам ожидаемого от меня результата. Кроме того, мне нужна команда, а она формирует 50% результата. Поэтому если понимаю, что команде не заплатят достаточно, я не буду даже звонить людям и предлагать работать со мной.
В Америке сейчас очень строго относятся к проблеме сексуальных домогательств. Даже когда я училась, в самом начале нам рассказывали: если у кого возникнут проблемы с этим, не надо бояться говорить. У нас был специальный психологический кабинет для этого. Когда такое случалось, обидчика исключали из университета.
Это круто, что женщины получают больше возможностей для развития в профессии, но я против того, когда человека нанимают на работу только потому, что она женщина, или потому, что он мужчина. Хочется, чтобы нанимали на работу, потому что ты профессионал.
Ни в университете, ни на работе со мной такого никогда не случалось, и в моем окружении также. Мужчины боятся так себя вести, потому что понимают: женщины смогут за себя постоять и не будут молчать. Если бы кто-то вышел за рамки, этот человек потерял бы работу, ее больше не позвали бы на проекты. Но от девушек, живущих здесь 5-7 лет, я слышала, что сексуальные домогательства случались чаще.
Относительно гендерного неравенства в зарплатах я слышала от знакомых режисерок: им предлагали меньше денег за тот же сценарий, чем их коллегам-мужчинам, но лично на себе я ни разу этого не почувствовала. Или повезло, или я еще не дошла до уровня, когда мне такое скажут.
Как тренд, сейчас гораздо чаще берут женщин на работу. Одна агентша сказала мне, что сейчас часто ищут именно женщин-операторок на проекты. Это круто, что женщины получают больше возможностей для развития в профессии, но я против того, когда человека нанимают на работу только потому, что она женщина, или потому, что он мужчина. Хочется, чтобы нанимали на работу, потому что ты профессионал.
Относительно гендерного неравенства в зарплатах я слышала от знакомых режисерок: им предлагали меньше денег за тот же сценарий, чем их коллегам-мужчинам, но лично на себе я ни разу этого не почувствовала.
Как-то я работала в полностью женской команде. Идея фильма была в том, что создают его исключительно женщины. Работать там было трудно: я попала на проект за несколько дней до съемок, поскольку в них в последний момент «слетела» операторша. Поэтому мне надо было за четыре дня до съемок собрать полностью женскую команду, найти gaffer, key grip, первую и вторую помощницу оператора – и это оказалось очень сложно. Девушек, которые построят тебе рельсы и поставят судьбы, и будут толкать 30-50 килограммов техники, не так много. Я понимала, что у меня есть ребята, которые очень круто выполнят эту работу. Я им доверяю, поэтому спросила продюсерку: «Слушай, тебе важен результат или тебе важно, чтобы все были женщинами?» Она сказала искать женщину. Мне нравится, что женщин больше берут на работу, но не тогда, когда это главный критерий. Мне кажется, должно пройти еще несколько лет, прежде чем придет настоящий баланс, когда и женщины, и мужчины действительно будут работать на равных, а на работу будут принимать за талант и профессионализм, а не за гендер.
Когда я приехала в Лос-Анджелес, первое, что почувствовала, была паника. Я не совсем понимала, куда мне идти, что делать, где искать квартиру или к кому обращаться, если сломался кран. Найти квартиру не трудно – трудно найти хорошую квартиру по нормальной цене. Можно арендовать комнату за $600, а можно за $900 и выше. Если это небольшая студия, то цена стартует от $1200, на однокомнатные квартиры – от $1900. Конечно, комфортнее жить с кем-то из друзей или одногруппников. В первый год обучения все, обычно, живут рядом с университетом, потому что таким образом значительно экономят на Uber: можно дойти пешком, доехать на велосипеде или самокате.
в Лос-Анджелесе сейчас шесть линий метро, но проблема в том, что все они находятся далеко друг от друга, и от них по большей части все равно надо брать Uber или электросамокат на прокат. Автобусы ходят раз в час, но не по расписанию.
Вторая проблема Лос-Анджелеса – транспортная система. Ее просто нет. Когда компания Ford полностью выкупила всю транспортную систему, чтобы люди больше покупали автомобилей, чем пользовались общественным транспортом. Как следствие, в Лос-Анджелесе сейчас шесть линий метро, но проблема в том, что все они находятся далеко друг от друга, и от них по большей части все равно надо брать Uber или электросамокат на прокат. Автобусы ходят раз в час, но не по расписанию.
Расстояния здесь очень большие: чтобы доехать из одного конца Лос-Анджелеса в другой без пробок, нужен час, а с пробками – все два–три, особенно если ты на авто, ведь их в Лос-Анджелесе очень много.
Чаще всего я пользуюсь метро или заказываю Uber. Здесь его можно разделить с кем-то. То есть ты его заказываешь, а по дороге он подбирает других людей, и вы вместе делите стоимость поездки. И вместо того, чтобы платить за поездку $10, ты платишь $4.
Я не чувствую себя на 100% финансово уверенной. Я в состоянии оплачивать квартиру, покупать еду, но поскольку мой доход – это фриланс, и тем более это только первый год после окончания университета, все-таки помощь родственников меня иногда спасает.
Еда у нас тоже дороже чем в Европе. По крайней мере мне об этом говорят европейские друзья, которые приезжают в Лос-Анджелес. Но если ты нашел правильный супермаркет, можно довольно бюджетно готовить дома. В ресторанах недешево: средний чек в фаст-фуде – $10, в ресторане – $20-25. В Калифорнии к стоимости любой покупки добавляется налог 9,5%, который не входит в цену товара. В каждом штате – свой процент, в Нью-Йорке, например, – 4%.
Я не чувствую себя на 100% финансово уверенной. Я в состоянии оплачивать квартиру, покупать еду, но поскольку мой доход – это фриланс, и тем более это только первый год после окончания университета, все-таки помощь родственников меня иногда спасает. С одной стороны, я могла бы пойти подрабатывать в какой-нибудь Starbucks, чтобы иметь больше денег и стабильный доход, но легально я этого не имею права делать. Стабильность не ощущается, но я понимаю, что для того, чтобы со временем выйти на нее и одновременно оставаться верным себе, нужно время. Конечно, можно пойти работать в небольшой продакшн, который снимает свадебные видео, и зарабатывать неплохие деньги. То же самое можно делать и в Киеве, но не за этим я приехала в Лос-Анджелес. Надо идти на жертвы: где-то меньше есть, где-то меньше гулять, но мне кажется, что это все компенсируется. Когда ты на съемочной площадке с людьми, с которыми тебе кайфово работать, и делаешь то, что нравится, то ради этого можно немного потерпеть.
Проще быть фрилансером и работать через агентство, потому что тогда работу ищет агент, и у тебя больше проектов, чем обычно можешь найти сам. Но ты не можешь попасть в агентство, просто отправившись туда: тебя должны найти сами. Написав им, можешь получить ответ: «Вы еще для нас пока недостаточно клевые, работайте».
Конечно, можно пойти работать в небольшой продакшн, который снимает свадебные видео, и зарабатывать неплохие деньги. То же самое можно делать и в Киеве, но не за этим я приехала в Лос-Анджелес.
Поэтому это все время, работа и знакомства. Я могу просто сидеть дома, и мне приходит смс от незнакомого человека о том, что меня ей кто-то порекомендовал, у нас проект на две недели, платят столько-то, делать надо вот это. Но чаще всего работу я ищу сама. Это такая же работа, которая занимает несколько часов в день.
Если ты в Украине заходишь в кавярню утром, берешь кофе, а в человека, который ее делает, плохое настроение, то плохое настроение будет и у тебя. В Лос-Анджелесе все наоборот: все улыбаются, все рады, когда ты берешь кофе утром, желают хорошего дня, и ты никогда не узнаешь, есть ли у того человека какие-то проблемы. С одной стороны, это классно, но с другой, во всех сферах жизни заметно, что Лос-Анджелес пропитан фейковою улыбкой. Люди улыбаются не потому, что рады тебя видеть, а потому что им надо улыбаться. Такого лицемерия много.
Если человек обещает, что вы будете вместе работать на проектах и делать невероятные вещи, то только 30% из этих слов будет правдой и только тогда, когда этому человеку это будет выгодно.
Мне нравится то, что в Америке очень просто с кем-то познакомиться. Поскольку в США все чужие, то понимают, что новые контакты никому не помешают. Люди очень легко знакомятся, очень легко обмениваются контактами. Проблема в том, что когда ты этому человеку потом напишешь, не факт, что она ответит. Я знаю, что в Киеве намного труднее с кем-то познакомиться просто на улице, но если ты уже это сделал, то человек будет более открытой с тобой.
А в Лос-Анджелесе все в первую очередь думают о себе. Поэтому надо иметь в виду: если человек обещает, что вы будете вместе работать на проектах и делать невероятные вещи, то только 30% из этих слов будет правдой и только тогда, когда этому человеку это будет выгодно. Все это надо фильтровать и понимать. Это немного печальная истина, но так оно работает.