Дневник ОМКФ, или приключения одесситки с малиновым бейджем

Щоденник

Пятый год подряд на Одесском международном кинофестивале происходят чудеса: страстно влюбленные в кино участники становятся не просто зрителями, а киногероями. С самого утра они смотрят те ленты, о которых говорят разве что в Каннах, знакомятся с режиссерами и актерами, благодарят их за работу и делают селфи, а вечером идут на одну из open-air локаций в вечерних платьях — сидеть на лестнице, чтобы оттуда поехать в клуб у самого моря. Там каждый день они встречают солнце и продолжают общение в режиме нон-стоп.

День первый: открытие

Аккредитованный журналист имеет некоторые привилегии, кроме доступа в помещение с Wi-Fi, кондиционером и звездами на пресс-конференциях. Он может посмотреть фильм-открытие задолго до начала церемонии! Итак, в пятницу, аккуратно надев на шею бейдж, я поехала до Фестивального центра Родина, наслаждаться итальянской лентой «Человеческий капитал» от Паоло Верке.

Главный атрибут участника ОМКФ: красная сумка. Таким образом, каждый раз, проходя мимо тебя, люди вспоминают о том, что уже начался кинофестиваль – про себя или вслух. И вот, когда возле кинотеатра первая незнакомый человек, улыбаясь, завела со мной приятную беседу, я поняла, что это – старт.

Захожу к так называемой «синего зала». У нас такие же беспорядок и безумие – следовательно, все очень хорошо, – говорит мне знакомая. Кстати, еще до того, как я прошла смотреть первый фильм на ОМКФ-2014, меня пригласили на дополнительную вечеринку для своих. Кажется, бейдж журналиста – это действительно весомый аргумент.

Фильм-открытие оказался историей о том, как приходится распутывать узлы: семейные, любовные и уголовные, и как трудно спрогнозировать хотя бы фрагменты человеческой жизни, не говоря уже о более масштабных событиях. Кстати, один из приятных моментов – возможность оценивать в Интернете фильмы, которые почти никто не видел, и становиться сотым, например, а то и третьим.

И, пожалуй, главная «фишка» фестиваля – аплодисменты после сеансов. Кино для зрителей – это искусство, и за такое воспитание масс точно стоит любить подобные действа.

После показа было запланировано две пресс-конференции, где журналистам достаются места в первом ряду вместо мест для поцелуев. Я сделала выбор между пляжем и встречей с руководством ОМКФ в пользу последней.

Виктория Тигипко, президент фестиваля, сказав фразу о трансформации негатива в позитив через призму культурных событий, вполне имеет смысл: здесь я становится мы спонтанно и неуклонно. «Если вам кажется, что сейчас не до культуры – это не так», — уверяют журналистов со сцены.

Глобальность действа очевидна: в этом году в Одессе в три с поливной раза больше волонтеров и в два раза больше приобретенных абонементов. Семьдесят шесть фильмов, сто сеансов, тридцать стран, четыре континента. А ведущая тема фильмов – это поиск, если верить программному директору Алику Шпилюку.

По завершению еду домой – конечно, ненадолго, ведь в шесть будет Красная дорожка. Представив себе количество вспышек, которые непременно будут ждать всех гостей, я сразу отказалась от идеи взять с собой камеру. Итак, в моей сумке оказались бутылка воды, телефон, расписание сеансов и теплый шарф, чтобы встречать восход солнца в теплые…Хотя в компании друзей не замерзнешь, правда?

Шестая час, июльский вечер. Играет джаз, дресс-код под названием «creative black tie» вполне оправдывает себя. Одесские бабушки с жаром обсуждают вечерние платья, костюмы и образы гостей. Обувь Crocs и фрак меня не удивляют – даже вместе, ибо где, как не здесь, стоит эпатировать? Бабушка лет семи десяти игриво спросила меня: А без бейджей прорваться можно? и ей так хотелось сказать «да».

Вечером на Ланжероновском спуске демонстрируют ленту Стивена Фрирза. Точнее, он лично представит ее гостям. Я сразу согласился приехать в Одессу – даже приглашения не прочитал, — говорит режиссер.

И только в полпервого мы едем на вечеринку – фестивальный клуб предлагает музыку и напитки. Писать про вечеринку, наверное, нет смысла, но даже в авто, по дороге домой, речь зашла о кино, поэтому в четыре утра я узнала, что жена таксиста завтра собирается на Потемкинскую лестницу – смотреть Хичкока. Поэтому, как говорят, из всех искусств…