«Кино удовлетворяет извечную потребность коллективного бессознательного — потребность людей в общих воспоминаниях», — говорит Мартин Скорсезе, кокетливо сверкнув глазами из-под своих гигантских очков. И без сомнения, маэстро прав. Тем более, что этими длинными январскими вечерами мы все впадаем в ескапічну праздничную спячку: хочется тепла, сладостей, мерцающих огней и общих атмосферных моментов. То же не лучше всего искать их в этих волшебных управляемых сновидениях – в замечательных рождественских фильмах?
«Счастливого Рождества» («Joyeux Noël», 2005)
«Декабрь 1914 года. История, которая не попала в учебники»
«Война превращает в диких зверей людей, рожденных жить братьями», — писал Вольтер. И действительно, нет ничего более абсурдного, чем война. А тем более, война перед Рождеством.
В основе этого фильма – реальная история, которая произошла в ночь с 24 на 25 декабря 1914 года, когда на некоторых постах Западного фронта в Бельгии и Франции установилось неофициальное перемирие. Солдаты враждующих армий опустили оружие и встретились на нейтральной территории, чтобы, забыв на несколько часов о животную жестокость и смертельные выстрелы, попеть колядок, поесть бельгийского шоколада и от всего сердца поздравить друг друга с Рождеством.
Фильм, после которого так верится в истинное.
«Квартира» («The Apartment», 1960)
«Если колись гоняясь за счастьемы женайдете его то словно старенькая бабушка, которая искала свои очки удивленно осознаете что счастье все время было перед вашим носом.»
Не спешите, заметив год фильма, лихорадочно бросаться к следующему – разве же фильмы имеют срок годности? А тем более этого нельзя сказать о творениях Билли Уайлдера, которые уже точно прошли полувековое испытание временем. Кто же не помнит его киноленты «Свидетель обвинения» с элегантной Марлен Дитрих или «В джазе только девушки» с обворожительной Мэрилин Монро?
И этот фильм, снятый Билли на пике его творческого взлета, им отнюдь не уступает в тонкости юмора, в наполненности діалозів и, конечно же, в искусно подобранном актерском составе.
Меланхоличная атмосфера заснеженного мегаполиса, где так легко чувствовать себя одиноким посреди миллионного толпы незнакомцев и Си Си Бакстер – простой офисный работник, маленький винтик в отлаженной корпоративной машине. Покинув надежде получить вожделенную должность благодаря своей душевной работы, он находит не весьма благородный, но успешный способ понравиться управленцам – занимать свою уютную квартиру для любовных утех. Однако когда Бакстер встречает Фен, прекрасную депрессивную леди и увлекается ею, все меняется, ведь Фен – любовница босса, одна из тех многочисленных жриц его альковного храма.
Этот фильм, редкостно универсальный произведение, его можно смотреть как и в интеллигентной компании элитарной богемы, в объятиях любимого человека, так и в гордом, приятной одиночества. «Квартира», словно верный друг, деликатно подстраивается под тебя— ободряющим улыбкой устраняет остатки меланхолии, или наоборот, если нужно, навевает легкого тревожного сумму. Настольный фильм, достоин бесконечного количества просмотров.
5 Оскаров и 5 номинаций ненавязчиво намекают: это не фильм – это истинный шедевр.
«Залечь на дно в Брюгге» (In Bruges, 2007)
«Черт, парень, а может это и есть ад? Целая вечность в Брюгге…»
Божественная амброзия для даже наиболее избалованного кіноманського желудка. Уникальный симбиоз наполненных диалогов Тарантино, тонкого английского юмора Гая Риччи, душевного психологизма Достоевского, высокого символизма Данте Алігєррі, эстетической эклектичности Уэса Андерсона, и все это — в мастерском авторском стиле Мартина МакДона.
Сказочно зимний Брюгге – место сбора всякой сюрреалистической нечисти: ангельских блондинок-драгдиллеррів, карликовых бабников на амфетаминах, амстердамских проституток, толстозадых туристов из Америки и харизматичных убийц с муками совести.
В центре трагідомедії – Рэй (Коллин Фаррел), неуравновешенный парнишка с наплывами суицидальных настроения, неконтролируемой агрессии и одновременно — гениальный мастер сарказма и привлекательный ухажер.
Для него Брюгге – город побега. Но, как известно, смысла в путешествиях нет, ведь в какую бы глушь ты не пошел, ты везде берешь с собой себя. Поэтому этот бельгийский средневековый пристанище — скорее, состояние души, безнадежности, тревожности и отчаяния, место расплаты за те кровавые поступки, которые он совершил – чистилище. Рядом с Рэем в Брюгге приехал его напарник Кен (Брендан Глисон) – преступник с душой художника, со слезами на глазах осматривает архитектурную красоту города и инфантильно радуется мелодичным колядкам. Их босс, Гарри (Райф Файнс), как человек с уникальным даром портить жизнь всем, кто находится вокруг него, идеально дополняет это криминальное трио.
Своеобразное кино, замечательные брови Фаррела, неповторимая французская красота Клеменс Поэзи, перевоплощенный Аластор Муди и Волдеморт на имя Гарри.
Ну и Брюгге – зимний город расплаты.
«Фильм должен беспокоить зрителя как камешек в ботинке», — поучал гениальный Ларс фон Триер. Браво, МакДона, ты в совершенстве справился с этой задачей.
«Багульник» («Filth», 2013)
«Happy Christmas and all that shit»
Шотландия — страна великих победителей. Она принесла миру волынки, телевидение, виски, батончики «Mars» и его, збочинця-сержанта-детектива Брюса Робертсона. Парень, он, конечно, неплохой, даже харизматичный. Если не брать во внимание то, что он расист, сексист и гомофоб, регулярно понюхує кокаин, заставляет 15-летних девочек делать ему blowjob, постоянно блюет, подставляет коллег и методично сходит с ума. И как не странно, это не мешает ему занимать высокую должность и надеяться на повышение. Брюс — часть системы, но не потому, что хочет искоренять из нее зло, а потому, что хочет сполна принять участие в этом полицейском бали маргиналов.
МаккЕвой здесь раскрылся наполную, феерично сбросив амплуа лузера-романтика и с блеском влезшие в шкуру специфического противного типа, с целым спектром всевозможных отклонений.
«Грязь» — это энергичная и чрезвычайно галюциногенна драмо-комедия, которая лишний раз подтверждает, что психическое заболевание могло бы быть очень и очень увлекательной штукой, если бы все было не так трагично.
Достойная екзанізація Уелшового «Дерьма». Хоть это и не ода Рождеству, но мерцающие гирлянды, заснеженное шотландское местечко и отличная игра для корпоративов от Брюса создает специфическую зимнюю атмосферу. Все что надо для несемейного просмотра.
«Рождественская история» («A Christmas Carol», 2008)
«Рождество придумали бездельники!»
Роберт Земекис – талантливейший режиссер: кто же не помнит его фантастическую трилогию «Назад в будущее» или уже мейстрімний шедевр — «Форреста Гампа»? В этот раз он тоже не подвел: экранизация Диккенса студией «Disney» в компании таких звезд, как Джим Керри, Гари Олдман, Колин Ферт и Робин Райт не может пройти мимо внимания ни одного киномана.
Если вы хотите на несколько часов вернуться в детство, почувствовать праздник в его морально абсолютиському восприятии, окунуться в сказку и стать немножечко добрее, этот фильм – именно для вас. Усаживайтесь удобнее, загортайтесь в одеяло, включайте мерцающие огни и готовьтесь к приходу Скруджевих Духов Рождества.
«Фанни и Александр» («Fanny och Alexander», 1982)
«Детство, спрятанное в рождественских воспоминаниях.»
У каждого киномана наступает момент в жизни, когда ему хочется чего-то очень оскароносного (4 победы и 2 номинации), глубоко драматического и… совершенно скандинавского. Вот тогда и приходит на помощь Ингмар Бергман.
Фильм «Фанни и Александр» — прощальный поклон великому кинематографу от этого культового шведского режиссера. Философская и многопластовая, психологически и эмоционально освещена история из жизни семьи театралов Екдаль представляет собой чистую эстетику филигранно продуманного кино.
По Бергману, художник, актер, режиссер, драматург — это не профессия, а состояние души, которое может вызвать тяжелые страдания, но от которого нельзя убежать, спрятаться и отказаться. Режиссер – последняя инстанция, которая способна выкроить в мировом хаосе реальности безопасный кусочек фантазии и спрятать туда зрителя и самого себя. Кино – это искусство управления невыразительным. Бергман – художник и, будьте уверены, — точно один из лучших.
«Поменяться местами» («Trading Places», 1983)
«День, когда масоны пожалели или Марк Твен в разрезе Уол-Стрит»
Ни один рождественский маст-воч не обойдется без атмосферной американской комедии. А ни одна атмосферная американская комедия не обойдется без білозубої улыбки Эдди Мерфи.
Брать Дюк – колдуны-масоны, власноки гигантской компании на Уолл-Стрит. Одного замечательного предрождественского дня они решили поиграть с человеческими судьбами и заключить весьма странное пари: что любой, даже случайный бездомный с улицы, может управлять огромной компанией.
Поставив на кон целый доллар, братья нашли для своего эксперимента уличного мошенника Билли Рэя Валентайна (Эдди Мерфи), которому и предложили возглавить компанию вместо респектабельного бизнесмена Луиса Уінтропа Третьего (Дэн Эйкройд), который не имел ни малейшего понятия о том, как кардинально со следующего утра изменится его жизнь.
Великолепная комедия 80-х от старого-доброго Голливуда, способна вызвать у вас искренние в мире улыбки. И безусловно — однозначно стоит просмотра.
Конечно же, никто не отрицает первенство Кевина из «один дома» в создании праздничной атмосферы, безусловной нежности, что веет с різвяних историй «Реальной любви» или необходимости пересмотреть «Это замечательная жизнь» Фрэнка Капры. Хороших фильмов, которые дарят сказочное настроение этими зимними вечерами и действительно множество. Просто выберите какой-то себе по душе, сполна наслаждайтесь каникулами и не унывайте. Ведь как метко говорил Альфред Хітчкок: «Кино – это жизнь, из которой вырезали всю смертельную скуку».