В Одессу на электрокаре: когда владельцы электромобилей начнут ездить на море?

electrocar-odessa

Наш электрический Nissan Leaf уже увидел на своем 40000-километровом опыте немало украинских и европейских дорог. В его биографии – неоднократные поездки в ближние к Киеву областные центры вроде Чернигова, однодневный нон-стоп пробег по маршруту Киев-Ровно-Киев и масштабный марафон электрокаров Киев — Монте-Карло. Зачем мы это делаем? Чтобы доказать себе и другим, что современный бюджетный электромобиль, которым является Nissan Leaf ничем не хуже традиционный бензиновый. На нем можно не только кататься по городу, но и успешно путешествовать. Были бы только зарядки.

Если западный от Киева направление мы уже тщательно изучили с точки зрения пригодности для передвижения на электрокаре, то юг для нас остается terra incognita. После аннексии Крыма трасса Киев-Одесса стала главной курортной магистрали Украины. Поток автомобилей особенно стремительно растет на выходные, когда киевляне пытаются вырваться на море хотя бы на уикенд. Мы решили примерить на себя роль обычных жителей столицы, утомленных рабочей неделей. Затарили наш Leaf ластами-масками, зарядили батарею и раннего утра пятницы двинулись на юг.

Все на море

Выезжаем в пятницу в 7:10 утра от зарядки на АЗС “Окко”, что в Чабанах (15 км одесской трассы). Компютер Лифа показывает запас хода в 172 км, чего, конечно, не хватит до следующей зарядки на 226 км пути. Впрочем, для “дозаправки”, хотя и медленной, нам подойдет любая бытовая розетка на 220 вольт. Что-то найдем.

DSC02532-edited

Едем со средней скоростью 80 км/ч, которая является оптимальной для эффективного расхода киловатт-часов. Одесская трасса на отрезке от Киева до Белой Церкви – вся в ремонте, поэтому наше путешествие сопровождают регулярные заторы. К счастью, в противоположную сторону. Люди спешат в Киев на работу, мы же расслабленно едем на море.

Под Белой Церковью подбираем автостопера. Классный парень, работает барменом в столидчному баре “Фазенда”. Он едет в сторону Херсона, также на море. Всю дорогу рассказывает нам, как мешать крутые коктейли. Так мы незаметно минуем Жашков.

Заряд аккумулятора Лифа заканчивается примерно за 20-30 км перед Уманью. Когда компьютер показывал 39 запаса хода, мы начали высматривать заправку – любую, с обычной розеткой. Две АЗС на противоположной стороне видели, но на нашей не было вообще ничего. Ни заправок, ни кафе, ни магазинов. Между Жашковом и Уманью – цивилизационная пустота. Это место, где пропадают электрокары.

Когда запас хода падает до критической отметки, мы останавливаемся. Придется ловить авто, которое протащит нас на буксире и немного подзарядит (это возможно благодаря рекуперативном торможении, когда уезжая “накатом” с горы или на буксире двигатель работает как генератор и заряжает батарею). Нас подцепляет небольшой грузовик и тянет на тросе около 30 км. Аккумулятор набирает 35% емкости, теперь мы спокойно можем доехать до нашей следующей заправки.

DSC02557-edited

Деньги решают

Мы сидим в кафе A La Minute на АЗС “Окко”, пока наш Leaf потребляет киловатт-часа. Мощность зарядки нормальная, однако чтобы полностью дозаправиться, нам надо пробыть здесь около трех часов. В Австрии или Франции на трассах ставят суперчарджери, которые заряжают аккумулятор электрокара за 30-40 мин. Как раз чтобы размяться, выпить кофе и полистать ленту Facebook.

Количество людей, которые едут на юг, поражает. Передвигаются целыми семьями в машинах, загруженных разным курортным инвентарем.

Финансовый аргумент – наиболее действенный для автомобилиста. До определенного предела трудности с поиском зарядки будут отпугивать людей, но в какой-то момент 900 грн на бензин в один конец возьмут свое. Зачем платить за топливо, если можно ездить бесплатно?

DSC02597-edited

До следующей зарядки на “Окко”, расположенной на 454 километре трассы Киев-Одесса, у нас опять нет шансов доехать. Придется искать обычную розетку. Мы проезжаем 70 км и останавливаемся возле придорожного отеля-ресторана в сек. Кривое Озеро. Здесь очень приятное место, есть даже хороший бассейн. Можно нормально отдохнуть, зависнув на пару часов. Но сначала администрации надо поставить розетку для электрокаров. Нас заверили, что в ближайшее время они выведут две отдельные розетки на 220 Вольт.

Едем дальше. Запас хода падает до 65 км, поэтому решаем заглянуть на заправку Shell. Может, немного подзарядимся. Розетку нам там действительно дали (обычная 220-вольтовая, выведена на лайтбоксе при въезде), однако с ней какие-то постоянные проблемы: розетка периодически вырубается, персонал нервничает, но нас терпит. За час пребывания на заправке нам удается зарядиться лишь на 10%, добавив к запасу хода 18 км. Маловато.

И снова мы ловим машину, которая сможет нас немного подзарядить. Останавливается очень любязний одессит на Mercedes Sprinter, благодаря которому нам удается добрать 65% емкости батареи. Мужчина интересуется электрокарами, особенно коммерческими. Говорит, что занимается доставкой товаров по Одессе и ежедневно тратит на топливо около 500 грн. За месяц его расходы – свыше 10 тысяч. Он готов поменять свой Спринтер на электрический бус уже здесь, прямо на трассе.

На последней зарядке на “Окко”, что перед Одессой, мы проводим не больше часа. Заряжаем Nissan, ужинаем. Ночевать мы планируем за городом, в Затоке. На финиш едем уже по темному, путаемся в дорогах, поэтому приезжаем на место после 22:00. Трипметр авто показывает 511 км.

DSC02655-edited

Электробизнес по-одесски

Следующий день мы посвящаем купанию в море и загару на пляже и немного другим более важным вещам. В полдень едем в Одессу на встречу с компанией VRC. Это первый в Украине автопрокатник, который с недавних пор сдает в аренду электромобили. В VRC два офиса (в центре и аэропорта), 10 электрокаров Nissan Leaf и пока ни одной собственной зарядной станции. “Заправляют” от обычных розеток. Причем, спрос на услуги электропроката высокий: все Ниссаны на уикенд разобраны.

DSC02684-edited

Компания пытается поставить публичную зарядную станцию в аэропорту, но сейчас администрация аэропорта тормозит этот процесс. До конца года точно должна появиться мощная электро-АЗС возле центрального офиса VRC на вул. Бунина. Здесь будут установлены 5-7 чарджеров средней мощности для зарядки не только прокатных Ниссанов, но и частных электромобилей одесситов и гостей города.

DSC02667-edited

На данный момент в Одессе есть только одна публичная зарядная станция, установленная на территории отеля “Панорама де Люкс”. По словам администрации, ею могут пользоваться не только клиенты учреждения, но и все желающие. Если брать немного шире, можно учесть еще две зарядки на АЗС “Окко” за городом.

Конечно же, трех чарджеров крайне мало как на мощный город-миллионник. По словам представителей VRC, крупные одесские супермаркеты вовсе не желают идти навстречу в этом вопросе. Работают в “одесском стиле”. Не только не дают место под зарядку, а даже просят арендну плату за те пол квадратных метра, которые надо для станции, и деньги за потраченные киловатты электроэнергии. Надеяться здесь на очередной героический поступок губернатора области Михаила Саакашвили, который заставит чиновников установить зарядные станции, не стоит. Это должен делать бизнес, ведь развитие инфраструктуры для электрокаров – это инвестиция в будущее Одессы, которая превращается в украинский морской курорт №1.