Тоннель через Карпаты: стройка века

3171451_original

Популярный киевский фотоблогер Олег Тоцкий побывал на месте строительства Бескидского тоннеля через Карпаты и поделился фоторепортажем в своем блоге.

Наиболее сложной транспортной преградой между Львовом и Мукачево являются Карпаты, где дорога петляет между гор, поднимаясь на сотни метров вверх, преодолевая многочисленные мосты через местные реки. Самый тяжелый участок находится между станциями Лавочное и Воловец, где поезда поднимаются до наивысшей точки пути, а уклоны превышают 30 ‰. Чтобы проложить дорогу через эту местность, строителям некогда пришлось пробить несколько тоннелей общей протяженностью более 2 км и проложить несколько высоких мостов. Здесь же находится две станции: Скотник и Бескид, которые выполняют в основном технологическую роль разъезда встречных поездов и проверке / пидкачуванню тормозной системы после затяжного спуска. При проходе участка Лавочное-Воловец до товарняков цепляют до 3-х вспомогательных локомотивов.

Ключевым инженерным объектом и наиболее узким местом системы является Бескидский тоннель, расположенный как раз на границе Львовской и Закарпатской областей непосредственно за станцией Бескид. Тоннель имеет длину 1746 м; в Украине он второй по протяженности после Лутугинского (2063 м), который расположен в Луганской области. Старый Бескидский тоннель был построен еще в 1886 году во времена Австро-Венгерской империи. Внутри он имеет двускатный профиль; точка перелома профиля — самая высокая точка Воловецкого перевала.

3167469_original

Во времена СССР на всем перевале был проложен второй путь. Двохшляхови и соседние 3 туннели, имеют значительно меньшую длину, а вот Бескидский так и остался одноколейным. Для Украины Бескидский тоннель имеет стратегическое значение, поскольку через него перевозится половина транзитных грузов в направлении Западной и Центральной Европы. На сегодня он является единственной одноколейной участком 5-го Панъевропейского транспортного коридора, который проходит по территории Италии, Словении, Венгрии, Словакии и Украины, а также связывает с Европой транспортные коридоры, идущие из России.

При восстановлении железной дороги в 1940-х годах этот тоннель стал основным камнем преткновения, поскольку в 1944 г. при отступлении немецко-венгерских войск тоннель был взорван в шести местах и сильно поврежден. В 1954-1956 гг. Бескидский тоннель был реконструирован в связи с электрификацией участка Мукачево-Лавочное. Тогда в тоннеле был выполнен целый комплекс работ по отводу воды, оборудовано электроосвещение и построено дополнительно 10 камер и 30 ниш. После этого реконструкция больше не проводилась.

3167553_original

Через деформацию отделки, разрушения дренажной системы и несоответствия габарита нормативным требованиям тоннель давно исчерпал свой эксплуатационный ресурс. Поезда по тоннелю проходят на небольшой скорости. Кроме того, Бескидский тоннель требует постоянного внимания со стороны железнодорожников: во многих местах есть течи, которые зимой образуют на потолке многочисленные сосульки и лед, которые представляют опасность для движения поездов. В зимние месяцы ежедневно приходится тратить немало усилий, чтобы сколоть лед и вывезти его за пределы тоннеля. Закрыть тоннель на капитальный ремонт возможности нет, потому что движение поездов на перевале всегда был очень интенсивным и о длительные временные окна для капитального ремонта тоннеля не может быть и речи.

Таким образом, тоннель требует срочной замены, не только через низкую пропускную способность, но и через свое ужасное состояние. Лишь в 2000-х годах наконец-то началось движение по созданию тоннеля-дублера, который будет проложен параллельно старому тоннелю на расстоянии 30 м от него. Кусочек портала нового тоннеля можно наблюдать на фото слева:

3167910_original

3168247_original

Поезда, прибывающие на станцию Бескид со стороны Львова, регулярно останавливаются здесь в ожидании встречного рейса, поднимается на перевал со стороны Воловца.

3168418_original

Подготовка к строительству нового тоннеля началась еще в 2011 г. Два года назад, когда была сделана эта фотография, будущее строительство выделялось разве что частично подготовленным площадкой.

3168847_original

С тех пор многое изменилось, и с южной стороны станции вырос небольшой строительный городок. Предварительно была проведена сложная инженерная подготовка местности: усиленная насыпь вдоль станционных путей, обустроен дренаж, укреплены берега рек. Были построены подъездные дороги, обеспечено энергоснабжение объекта, сооружены различные бытовые и строительные помещения, включая общежитие и столовую.

3169029_original

Новый Бескидский тоннель будет двоколийним; длина тоннеля составит 1764,5 м (вместе с порталами — 1822 м). При проектировании рассматривался вариант прокладки двух одноколейных тоннелей, но двухколейный вариант был признан более дешевым и рациональным. За забором тоннель кажется не очень большим, но когда видишь размеры людей внутри него, понимаешь, что реальность совсем другая.

3171181_original

С учетом геологических особенностей карпатских гор, возможностей подъездных путей, а также энерго-и материалозабезпечення, был выбран буро-взрывной метод прохождения. Цикл прохождения занимает сутки: бурение шпуров, закладка взрывчатки, подрыв, вентиляция забоя, видкатка породы, армирование свода и его бетонирования набрызг-бетоном (так называемый новоавстрийський способ). Сейчас проходчики идут с проектной скоростью 3 м в сутки. На 15 июля было пройдено 370 м, до конца года запланировано пройти 0,7 км тоннеля.

3171451_original

3171946_original

3172099_original

Ушиб. Во время съемки происходила закладка взрывчатки. Взрывные работы выполняются во время окна, когда через старый тоннель нет движения, поэтому сроки выполнения работ здесь достаточно жесткие. Подрыв зарядов производится не одновременно, а с некоторой задержкой, чтобы снизить воздействие взрывных работ на старый тоннель. После каждого подрыва проводится мониторинг состояния старого тоннеля.

Схема, дающая представление о геологический разрез горного массива и технологии проведения работ. На пути проходчиков чередуются песчаники и аргиллиты с углами залегания пластов 65-80°. Есть также зона разлома, при преодолении которого скорость прохождения придется снизить примерно в 2 раза. Тоннель будет пролегать на глубине 182 м от поверхности Бескидского хребта (781-807 м над уровнем моря).

3173424_original

Новый Бескидский тоннель позволит повысить пропускную способность участка с 47 до 100 пар поездов в сутки, а скорость прохождения тоннеля вырастет с 40 до 60-70 км/час. Срок сдачи объекта — 1 квартал 2017 года.

3178439_original

Читайте также: 7 фактов о тоннеле, который звяже Украину с Европой