Смертельный приговор для украинского радио

B69SerYIcAAwCDs

bondarenkoДоволи велика частина моеи френд-стрички щиро порадила ришенню министерства культури Украини (в особи пана Вячеслава Кириленка) щодо введення

Коротко говоря, минкульт обязывает любое радио любого направления на ¾ заполнять эфир контентом отечественного производства. Кроме того, санкционировано проверки радиостанций на предмет выполнения существующей нормы, которая согласно закона «О телевидении и радиовещании» (Статья 9, пункт 1) от 2010 года, должна составлять «не менее 50 процентов (…) национальный аудиовизуальный продукт или музыкальные произведения украинских авторов или исполнителей».

Скорее всего люди, которые искренне порадовались увеличению квоты, считают что, теперь, наконец, можно быть включить утром Хит ФМ, Европу Плас, и по дороге на работу послушать новый альбом 5 Vymir. Или, перед информацией о пробках на дорогах на популярном в Киеве Авторадио, услышать последний сингл Tape Flakes.

Дудки! Практика уже показала, что подобные запреты приводят лишь к тому, что радиостанции выдумывают, что угодно, чтобы сохранить первоначальный формат. Когда появилась квота в 50% на всю украинскую музыку просто взяли и запихнули в ночной эфир.

В Украине есть много замечательной музыки, впрочем не настолько, чтобы составить основу вещания всех радиостанций. Если мы рассматриваем, например, исключительно попсовую радиостанцию (а таких большинство), то мне страшно даже представить, что там будут ставить. Подозреваю, что всех тех девушек, которые не перестают поражать уровнем своей вульгарности и полного отсутствия вкуса, которых мы вдоволь можем насмотреться на телеканале М1. Или мастодонтов украинской эстрады – Софию Ротару, Ирину Билык и т.д, песни которых далекие от тенденций мирового музыкального рынка. В общем, как говорится – то что народ знает.

Еще один пример привела в комментариях под моим постом на Фейсбуке Евгения Стрижевская, что некоторое время был программным директором радио «Ренессанс». По ее словам, для наполнения эфира джазовой радиостанции на украинском музыки не хватает априори, и подобные квоты для узкопрофильных радиостанций является смертным приговором. Такого же мнения Андрей Уренев, который работает в радио сфере уже более десяти лет и долгое время был программным директором Просто Радио.

Я был бы счастлив, если бы среднестатистический слушатель радио в Киеве, едучи в авто, или сидя на работе, слушал Arctic Monkeys, Robbie Williams, Бейонсе или Тэйлор Свифт, но не Тик и Сердючку.

Я всегда подчеркиваю, что там, где можно обойтись без запретов, нужно без них обходиться. На том же Радио Аристократы (онлайн-радио) в ротации довольно много украинской музыки, с тем, что там не действуют никакие квоты. Просто хороший контент нашел хороших редакторов.

Тем же путем пойдут и традиционные станции вместе с улучшением бренда украинской музыки как таковой, и параллельным развитием вкуса у населения.

75% если не убьет украинские fm-радиостанции, то сделает их почти невозможными для прослушивания. А программные директора будут всеми путями пытаться обойти эту квоту. И их трудно в этом обвинить.

Нужно стимулировать создание и развитие качественного украинского продукта, а не продуцировать новые и новые запреты. Тогда необходимости в квоте не будет как таковой, поскольку радио именно захочет брать в эфир популярных, качественных и модных исполнителей.

А воспитывать вкус слушателей, пока этого не произошло, все же лучше на Бейонсе, чем на Таисии Повалий.

Алексей Бондаренко, журналист, автор музыкального блога Liroom.