«Randorn» — выше, быстрее, сильнее

LSNJ6uipUU0

Иван Дорн уже достаточно долгое время является олицетворением независимой поп-музыки в Украине. Как и любое независимое искусство, его творчество собирает как шквал критики, так и поднимается слушателями на лавры отечественного музыкального Олимпа. Несколько дней назад в сети появился дебютный лонгплей randorn — сборник из 16 потенциальных хитов. Здесь и хип-хоп, и диско 80-х, и хаус в стиле Disclosure и даже мелодические джазовые композиции.

Основная миссия альбома Дорна — изменить взгляд рядового музыкального слушателя на качественную поп-музыку. Учитывая безвкусица, которым переповена украинская эстрада, это непростая задача. Пластинку ждали с нетерпением, а ее релиз каждый раз откладывался. И первое впечатление после часа прослушивания и еще 10 минут для того, чтобы перевести дыхание — это альбом-оксюморон. Не смотря на то, что почти каждый трек вызывает спонтанные параллели с работами западных звезд, а рваные ритмы можно видгати ли не с первой секунды, randorn — очень самобытная и исключительная работа.

Как и любое независимое искусство, его творчество собирает как шквал критики, так и поднимается слушателями на лавры отечественного музыкального Олимпа.

Странные тексты и глянцевая электронная музыка обычно являются основными компонентами песен Дорна. Если бы на этом все и завершалось — этот альбом пополнил бы коллекцию ничем не примечательных электронных наработок «независимых» исполнителей. Но в Randorn каждая песня особенная и имеет свою изюминку, а диапазон источников вдохновения находится где-то в промежутке между Фрэнком Синатрой и спид-гериджем.

«Спортивная» — идеальная напивабстрактна, напивреальна смесь фанка и хип-хопа, и вечного слогана олимпийских игр «Выше, быстрее, сильнее». Мишка Виновен — причудливый електрохаус в стиле Daft Punk, Джорджио Мородера и Тода Джерье с ироничным текстом об убийстве. «Телепорт» — один из шедевров альбома. Выверенный хаус, что мог бы без проблем возникнуть в лонгплеи Disclosure. В этом же стиле звучит и «Танец пингвина» — переосмысленный и символический реквием творчества Скрябина, как одной из икон поп-музыки прошлых лет. «Где вино» за свои полторы минуты и с минимумом выразительных слов успевает поразить сильнее радио-хитов спродюсированных среди серых бетонных стен и дешевых шаблонов украинского шоубиза.

width=640

И это только начало лонгплею. «Безмато», несмотря на свою непримечательность в рамках жанра, становится настоящей неожиданностью в рамках альбома. Чего-чего, а хип-хопа в дебютной работе Дорна не ожидаешь услышать. Не менее впечатляют и спокойные размеренные джазовые наработки. Удивительно удачная коллаборация с Pianoboy подарила трек «Весна», который бесспорно радует великолепным аранжировкам и мелодичними звуками синтезатора от мастера жанра Дмитрия Шурова. Песня «Актриса» — жемчужина альбома. Это несколько сатирическая и удивительно харизматичная композиция, посвященная шоубиза.

На самом же деле все эти параллели являются ничем большим от попытки свести музыку Дорна к общему знаменателю и найти точки соприкосновения.

Много чего в пластинке randorn заимствовано у Фарелла Уильямса, которого Иоанн называет своим главным кумиром. Соул напоминает Фрэнка Оушена, а музыкальные ритмы словно написаны Джеймсом Блейком. Можно долго перечислять откуда взят тот или иной звук, но на самом же деле все эти параллели являются ничем большим от попытки свести музыку Дорна к общему знаменателю и найти точки соприкосновения. Это очень сильный альбом с огромным разнообразием бесспорно популярных музыкальных жанров, который трудно обобщить и охарактеризовать одной рецензией. После прослушивания хочется перевести дыхание и осмыслить то, что только что услышал.

Именно Дорн сейчас являются костяком новой свободной, модной и очень прогрессивной отечественной музыки, такой, за которую не будет стыдно.

Но, тем не менее, Дорн не единственный ныне устраивает революцию. Точнее, по-настоящему неожиданно и свежо его композиции звучали около года назад. Сейчас же на горизонте украинской независимой музыки появилась Onuka с впечатляющим синтезом современной электронной и аутентичной народной этно-музыки; совсем другой и максимально минималистичный поп, вдохновленный метрами классичнои музыки, мы слышим от Jamala, которую сразу же справедливо нарикли украинском Jessie Ware; а Дмитрий Монатик уже сейчас создает качественный украинский грув не хуже Дорна.

И такое ощущение, что randorn немного опоздал с релизом. Он все еще вызывает вокруг себя ажиотаж, но уже не так как в свое время хиты «Стыцамен» или «Ненавижу», что поражали воображение слушателя, который привык к одинаковых песен о любви с абсолютно шаблонными текстами. Но, в любом случае, альбом выполняет поставленные цели. Иван Дорн уже не просто один из «Пара нормальных», эксцентричный белокурый певец, умело рифмует и выступает на праздновании 8 марта в клубе «Рай».

Он уже успел получить признание ли не всех музыкальных изданий и слушателей, занимает свое место в жюри Икс Фактора, вдохновляет молодых талантов и может позволить себе провокационные выступления на официальных мероприятиях. Именно Дорн сейчас являются костяком новой свободной, модной и очень прогрессивной отечественной музыки, такой, за которую не будет стыдно.

mark