Нана Джорджадзе: “Главное, чтобы фильмы не старели вместе со мной”

Нана Джорджадзе – режиссер родом из солнечного Тбилиси. Светлая и приветливая, она искренне улыбается, протягивая мне руку: так происходит наше знакомство. Обладательница приза «Золотая камера» Каннского кинофестиваля за лучший дебют, Нана ведет себя так, как и подобает грузинци – без тени превосходства, но с истинной гордостью в глазах. О том, какие выводы можно сделать после завтрака с талантливой гостьей Одесского международного кинофестиваля – читайте дальше.

Nana_Djordjadze

Как стать режиссером

Мое первое непосредственное знакомство с кинематографом – конечно, кроме того, что я была зрителем состоялось в первом классе. Тогда в школе проходил набор детей для съемок, и меня заметили. Помню день, когда я была так счастлива: крыша едет, возбуждение невероятное… Привели меня на съемку, посадили за первую парту. Моя задача как актрисы состояла в том, чтобы вовремя поднять руку и ответить на вопрос учителя, когда прилетают ласточки.

Вошла съемочная группа, поставили камеру, режиссер предупредил, чтобы никто не смотрел в кадр. Но как только прозвучало заветное слово «Мотор!», я уставилась прямо в камеру. «Стоп!» — закричал режиссер. Снова «Мотор!», а я раз – и в камеру. Когда я в третий раз испортила им пленку, режиссер закричал каким-то нечеловеческим голосом: «Уберите эту идиотку с площадки!» Я до сих пор слышу этот крик, этот звук и помню свое состояние тогда. Меня практически выводили из класса. Вспоминаю, как я шла, чувствуя ужас и позор от невероятно длинного прохода вдоль рядов, хотя он длился, конечно, полсекунды. И все. Потом – температура, нервный стресс. После этого случая я решила, что обязательно стану режиссером.

Как им оставаться

Вообще, режиссер – это нечеловеческая профессия. Ни мужская, ни женская, а просто нечеловеческая. Это даже не столько профессия, сколько образ жизни. Но если ты сам делаешь этот выбор, то будь добр – иди до конца.

Мне было очень комфортно снимать в Одессе наш новый фильм «Моя русалка, моя Лореляй» и общаться со съемочной группой фильма. Мы все старались, чтобы атмосфера на площадке была радостной, чтобы работа ни для кого не была обузой. Все делалось с улыбкой.

Сейчас я очень нервничаю, боюсь и чувствую ответственность перед этим городом, перед этими людьми, которые дали мне столько любви. Я очень хочу, чтобы фильм им понравился, чтобы я им ответила той же любовью, которую они дали мне.

На кого равняться

Великих режиссеров, кстати, огромное количество: как современных, так и тех, кто уже отошел в мир иной. Но, чтобы не обидеть современных режиссеров, не пропустив кого-то, название такую тройку: Чарли Чаплин, Жан Риго и Федерико Феллини.

Я не знаю, что с годами происходит с моими собственными фильмами, но единственное, чего я боюсь – чтобы они не старели вместе со мной. Потому что кино, так же, как и любовь, — это молодая энергия. И если кино стареет вместе с режиссером, это означает, что стареет эмоция, притупляются нервные окончания и исчезает и свежесть восприятия, тот рецепт, такой нужный для любого творчества. Вот это страшно.

Во что верить

На сегодня я живу мгновением, наслаждаюсь каждым утром, каждый вечер благодарю Бога за пройденный день и радуюсь каждой встрече. Каждую неприятность, боль и разочарование я принимаю с благодарностью, потому что это – мой урок, хотя я никогда не учусь на собственных ошибках. Я благодарна за каждый удар в челюсть и в затылок, каждый без исключения боль, что пронзает мое сердце, сознание, самолюбие. Я благодарна за каждый луч света, тепло, встреча, за каждого нового человека и за каждую новую возможность работать. Все это обогащает.

Больше чувствовать, меньше думать

Хорошо, конечно, иметь ум и жить не только импульсами или эмоциями. Мозг, видимо, – достаточно важный орган. Но я начинаю размышлять намного позже, только после того, как все сделано или сказано, все ошибки допущенные. Потом начинаются раздумья: «Как же я могла так поступить?», и я начинаю довольно трезво себя вести. Но это бывает гораздо позже всего, что со мной произошло. Именно затем я и становлюсь мудрой, и умной, и верной, а моментальная реакция – это всегда ошибки, импульсы и эмоции. Они опережают разум, ничего не поделаешь. Так что любите и слушайте свое сердце.