7 фактов о тоннеле, который свяжет Украину с Европой

7-beskyd

В 2013 году на границе Закарпатской и Львовской областей началось одно из крупнейших строек в Украине: Бескидский железнодорожный тоннель длинной 1764 метра. На прошлых выходных Inspired побывал на месте почти готового объекта и сегодня вы узнаете, что в нем такого особенного.

Подождите, там полно тоннелей по дороге из Львова в Ужгород. Зачем нам еще один?

Старый туннель через Бескиды был спроектирован и построен еще в 1886 году, и он до сих пор функционирует.

G2311326

Когда поезда ездили еще на паровой тяге, на этом участке железной дороги туннель был очень неудобным отрезком пути для железнодорожников и пассажиров, поскольку во время движения поезда внутри тоннеля он наполнялся паром и дымом. Поэтому, при проезде Бескидского тоннеля, пассажиры вагонов высшего класса закрывали наглухо окна и прикрывали рты и носы платками.

Во время Второй мировой войны, при отступлении немецко-венгерских войск инженерно-саперные подразделения взорвали отделку тоннеля и порталов, что привело к обвалу северной и центральной частей штольни. Движение поездов на линии Стрый — Мукачево был остановлен на два года. Силами железнодорожных и инженерных войск советской армии тоннель был отремонтирован за два года и он вступил в строй в июле 1946 года.

G2291318

Все поезда, которые едут с востока Европы на запад через Карпаты — пассажирские или грузовые — проходят через него, и должны ожидать своей очереди, ведь старый туннель — одноколейный, и только один поезд может проехать через него. Кроме того, состояние этого 130-летнего тоннеля уже давно вне пределов безопасности.

Почему этот тоннель важен для Украины?

Для Украины Бескидский тоннель имеет стратегическое значение, поскольку через него перевозится половина транзитных грузов в направлении Западной и Центральной Европы. На сегодня он является единственной одноколейной участком 5-го Панъевропейского транспортного коридора, который проходит по территории Италии, Словении, Венгрии, Словакии и Украины, а также связывает с Европой транспортные коридоры, идущие из России.

_DSC0871_DSC0790
_DSC0931
_DSC0884
G2651440

После запуска нового тоннеля по нему смогут ездить одновременно два поезда в разных направлениях, поскольку по проекту этот участок станет двухколейной.

tunel-grafika

Станет ли он самым длинным тоннелем в Украине?

Новый тоннель будет иметь длину 1746 м, но это не самое большое расстояние для такого сооружения: в Украине он второй по протяженности после Лутугинского (2063 м), который расположен в Луганской области.

_DSC0994
_DSC0992

Когда ожидается открытие нового тоннеля?

На данный момент строители прорубили в скале почти 90% нужного расстояния, и до конца декабря они должны выйти со стороны Закарпатской области. После этого, как нам рассказал директор объекта Анатолий Ланин, больше года будут проводиться работы по обустройству и укреплению тоннеля. Окончательная передача тоннеля Укрзализныци и его запуск ожидается осенью 2017 года.

_DSC1037
_DSC1040Какова стоимость строительства Бескидского тоннеля?

Стоимость проекта — 102 миллиона евро, которые Украина получила от Европейского Банка Реконструкции и Развития. В течение последних двух лет бюджет строительства пока не пересматривали.

Каким образом строители прошли 2 километра под горой?

Через сложное расположение горных пород, строительство нового Бескидского тоннеля производится с помощью взрывных работ. За то, что рядом расположен старый тоннель, которым каждый день ездят поезда, строители вынуждены взрывать взрывчатку только в четко определенные «окна», которые им дает Укрзализныця. Как нам рассказали руководители проекта, всего таких окон может быть 5-6 в сутки, и каждый день здесь взрывают свыше 400 кг взрывчатки. Остальное время занимает вывоз породы и мониторинг ситуации с помощью компьютерного оборудования. На проекте задействовано свыше 300 человек.

_DSC0873

Что будет со старым австрийским тоннелем?

Старый тоннель, который расположен всего в 30 метрах справа от нового, планируется использовать в качестве аварийного. На новом пути будут обустроены камеры и аварийные выходы, через которые в случае опасности людей можно будет эвакуировать. Окончательное решение, что делать со старым тоннелем — превратить в автомобильный или полностью закрыть — будет принимать Укрзализныця.