Что больше всего волновало человечество в 2010-х годах
Кинематограф, казалось бы, говорит со зрителем на вечно актуальные темы, впрочем некоторые картины как никогда лучше отражают особенность собственной эпохи. Подводя итоги десятилетия, мы вспоминаем фильмы, которые рассказали (порой иносказательно) о том, что больше всего волновало человечество в 2010-ых годах.
Кристофер Нолан рассказал историю о ворах идей, что проникают в самые сокровенные уголки подсознания с помощью погружения в сны. На деле же режиссер предложил настоящую аллегорию для «пандемии», который охватит вселенную в ближайшее десятилетие − кража данных и хакинг. Герой Ди Каприо называет идею самым мощным оружием и самой живучей паразитом. Информация, что живет в мировой сети, − оружие не меньшей силы и диапазона, она способна запускать масштабные процессы и уничтожать миллионы судеб.
В то же время сериал Сэма Есмейла «Мистер Робот» уже совершенно открыто фиксирует сосредоточенность современного постиндустриального общества на главной для него ценности − информации, которую теперь можно запросто украсть и использовать в собственных коммерческих, военных, государственных целях.
Угроза екстремиських групп с Ближнего востока попала на мировую карту несколько раньше 2010-и, если точнее − со времен событий 11 сентября в Нью-Йорке. Впрочем 2010-и стали критическим моментом в попкультури для переосмысления военных действий на территории Сирии и Ирака. Предельно важным для общества стал факт персонификации зла, который воплотился сперва в нескольких громких именах террористов, а впоследствии в группировке «Исламское государство». «Тридцать минут до полуночи» (Zero Dark Thirty) Кэтрин Бигелоу попутно ответил на запрос публики. Это картина, которая фиксирует новую страницу американской истории, за которой наблюдал весь мир − многолетний поиск террориста №1 Усамы бен Ладена. Не зря это кино критики назвали фильмом-репортажем: работа с материалами спецслужб, в частности, показывает и не слишком приятную специфику работы ЦРУ, за которыми фигурируют обвинения в нарушении процедур допроса − проще говоря, пытках.
Именно в 2010-ых тема ЛГБТ-отношений понемногу перестает быть сюжетным средством контраверсионности частично благодаря легализации однополых браков в США. В этом ключе сериал «Оранжевый хит сезона» − шоу, которое не боялось рисковать. Ведь в далеком 2013 этот сериал о буднях женской тюрьмы не играл на тренде, а уверенно ставил в центр повествования однополые отношения как «дефолтные». В то же время лесбийская любовь здесь и непрерывно высмеивали, и отчаянно романтизировали.
Уже в 2018 году Луке Гуаданьино удается обойти гей-клише, отбросив «Назови меня своим именем» элемент гей-идентификации главных героев. Перед нами предстает история первой любви без гендерных привязок, что сделало фильм одной из лучших love-story XXI, которую попутно разыграли два парня.
Вряд Джордж Миллер имел целью снять манифест экокатастрофы, когда основал собственную франшизу про одинокого мстителя в песках пост-апокалиптической Австралии еще в конце 70-ых. Однако история переродилась в 2015-ом, когда роль Макса на себя взял Том Харди, а за руль грузовика села Шарлиз Терон. Через 30 лет после событий оригинального «Безумного Макса» тема нефтяного эмбарго и экологической катастрофы как никогда актуальна. И именно сейчас, когда технологический прогресс позволяет превратить пустыню в мегаполис, декорирован небоскребами, Миллер поступает ровно наоборот − стирает в пыль мир, каким мы его знаем, и показывает, как будет выглядеть планета в эпоху энергетических войн, где бензин и вода − на вес золота.
За «Дипана» француз Жак Одияр получил «Золотую пальмовую ветвь» Канн и, кажется, именно это стало конечным доказательством остроты проблемы, о которой заговорила верхушка буржуазной Европы. Картина сосредотачивается на судьбе трех незнакомцев из Шри-Ланки − мужчины, женщины и 9-летней девочки, что ищут лучшей жизни в лагере беженцев в Париже. «Дипан» предстал перед зрителем как картина новой мультикультурной реальности. И хотя не был первым таким примером, считается показательным случаем просто потому, что тема беженцев и их адаптации болезненная для Франции сегодня, которая, в частности, пережила трагедию с нападением на редакцию «Шарли Эбдо». Впрочем Жаку Одиару удалось перевести межэтнические конфликты своего фильма в универсальный жанровый и психологическое направление.
Научная фантастика Алекса Гарланда предстает универсальной историей о трансгуманизм, где автор смело заявляет о списании человечества в эволюционный архив. Впрочем этот фильм выступает самым показательным из примеров технофобии именно потому, что не эксплуатирует гротескный сюжет в духе «Терминатора». Робот с искусственным интеллектом Ава − пример следующей ступени развития. Она использует ту же кражу данных для манипуляций с примитивным человеком, чтобы обеспечить выживание прежде всего своего вида. Гарланд рисует самый темный из реальностей, иллюстрируя наши фобии, где человек − это уже не звено, что соединяет нас с сверхчеловеком, как думал Ницше, а «дыра» и «баг» системы, которые можно использовать. А где искусственный интеллект, там и исследования природы человеческой, так что тест Тьюринга оказывается настоящим испытанием как для машины, так и для ее создателя.
Понятие крупнобюджетного блокбастера стремительно мутирует, а точнее − растет как Грут из «Стражей галактики». Ведь мы с вами живем во времена «франшизного поколения», когда ни студии ни аудитория не мыслят категориями фильмов-единиц. Картина, завязана под целую франшизу, требует определенного уровня ответственности перед фанатами. Экранизация комикса должна если не соответствовать канону, то хотя бы не противоречить ему. В этом ключе стоит выделить сразу два показательных фильма: в 2016 году Райан Рейнольдс наконец реализовал мечту перенести на большой экран Дедпула − постмодернистского супергероя, который регулярно ломает четвертую стену, то есть понимает, что является лишь персонажем, а следовательно, беспощадно издевается над супергероикою как таковой.
Тем временем финал «Мстителей» лишь показал, как один фильм (первый «Железный человек») превратился в многомиллионное коммьюнити фанатов и создателей, что в течение десяти лет формировали отдельный кинематографический вселенную.
Ностальгия стала органичной частью милениальського движения и в этом случае «Странные чудеса» братьев Дафферив попали в самое сердце зрительского запроса. Ведь ностальгия Дафферив возвращала своего зрителя в прошлое, которого на самом деле для них никогда не существовало − это идеализированный время, где негативные события сглажены в угоду теплым воспоминаниям. Музыка Майкла Джексона, постеры «Зловищих мертвецов», приставки Nintendo, огромные рации вместо мобильных телефонов, яркая одежда, синтипоп и цитирования относительно свежего блокбастера «Охотники на привидений». К тому же сериал Дафферив по стилю съемки отсылал к неоспоримой классики − «Инопланетянина» и «Полтергейст» Стивена Спилберга, «Чужого» Ридли Скотта и «Останься со мной» Роба Рейнера.
Подобный терапевтический эффект так же несет фильм «Первому игроку приготовиться» (того самого Спилберга), посвященный расцвета гикивськои культуры, который пришелся на яркие 80-и.
2010-и запамятають смелым дискурсом о женской инклюзивность в киноиндустрию, где заговорили о равную оплату труда и равные возможности независимо от пола. Конечно, Голливуд не превратился в феминистическую утопию, впрочем крепкий тренд girl power начал понемногу выводить актрис из такого себе гетто «чисто женского мелодраматического кино», поэтому корректнее говорить только о тенденции, а не о радикальном изменении порядка вещей. «Чудо-женщина» Патти Дженкинс − пример перевернутого гендерного стереотипа, где Галь Гадот воплощает сексуальность другого рода. Вместо примитивной соблазнительной красотки на экране возникает образ идеальной сильной женщины, какой ее себе рисует режиссер современности.
Еще один показательный, но плохой пример действия тренда − «Восемь подруг Оушена» Гэрри Росса, где классический мужской сюжет вторично переводится на женский состав актеров, что в целом маргинализирует как такую оригинальность, на которую заслужила каждая из актрис этого фильма.
О кризисе идей в Голливуде говорят давно, однако именно последнее десятилетие характеризуется отказом от оригинальных сюжетов на пользу сиквельнои и спин-оффнои системы развлечений. Ведь показать аудитории именно то, что она хочет − самая выгодная коммерческая схема. В конце 2017 года на Netflix появляется интерактивный фильм, где каждый зритель в определенный момент может выбрать, как развивать сюжет дальше. Критики дружно согласились, что это новая ступень построения нарратива, комбинируя кинематографический подход с лучшими аспектами видеоигр. Однако «Бузогриз» можно рассматривать не только как элемент интерактива, но и как метакоментар о свободе выбора и том, как аудитория уверенно диктует индустрии развлечений план действий. Настолько, что в полнометражном «Черном зеркале» джойстик отдается буквально нам в руки, а главный герой мучительно осознает, что им управляет высшая сила.
Обострение расового дискурса в Америке 2010-ых произошло сразу несколько абсолютно полярных причин, среди которых как президентство Барака Обамы, так и полицейский беспредел, что вывело на улицы целые протесты. Волна недовольства докатилась и до развлекательного сегмента. В Голливуде заговорили о недостаточной репрезентацию черной культуры в медиа, а оттуда уже за лавинообразным принципом на пике популярности оказались мюзикл «Гамильтон», исполнительница Бейонсе и хэштег #BlackLivesMatter, а Кендрик Ламар получил Пулитцера за свою рэп-лирику. Метким дополнения в 2018 году становится «Черная пантера» Райана Куглера − блокбастер Marvel по мотивам комикса про первого темнокожего супергероя, а на деле − трибюта африканской культуре и силе черной коммьюнити, которая едва ли не впервые получила такой масштабный фокус в кино.
В сиквеле приключений Человека-паука Питер Паркер отправляется в школьную поездку в Европу, где должен бороться сразу с несколькими инопланетными вторгниками. Сам герой вместе с остальными человечества тем временем переживает потерю Железного человека. Итак, наставник не придет на помощь школьнику. впрочем линия Спайди в фильме Джона Воттса, на удивление, не основная, ведь его противником выступает Мистерио. Он, мистификатор, пытается напустить дыма в глаза, чем он и занимается, дискредитируя Человека-паука в глазах общественности. С точки зрения физического противоборства Мистерио легко преодолеть, но этот антагонист является чистой метафорой fake news. Мистерио − это темная сторона интернета, манипуляция сознанием нашего поколения и подмена истин. Таким образом главным врагом марвеливського супергероя становятся фабрикации и искажения правды, что делает «Человека-паука, далеко от дома» актуальнее, чем может показаться на первый взгляд.
Разоблачение сексуальных преступлений Харви Вайнштейна произошло еще в конце 2017 года, и с тех пор Голливуд ловко взялся деконструировать хэштег #MeeToo в кинематографическом и сериальном поле. Впрочем наиболее критично на эту тему удалось заговорить произведениям, которые вышли совсем недавно. Сериал стримингового сервиса Apple TV+ «Утреннее шоу» касается тем мизогинии, проблемы власти женщин, двойных стандартов в вопросе обвинений в сексуальных домогательствах. В то время как капсула #MeToo, «Утреннее шоу» отказывается рисовать четкие черно-белые линии и наслаждается изучением серой зоны, а точнее − стороны обвинения.
И если действие сериала Apple TV+ происходит в относительно нафантазовану вселенной канала UBA, то фильм «Секс-скандал» пересказывает громкий кейс с Роджером Айлзом — бывшим руководителем канала Fox News, что был обвинен в многолетней агрессивном сексуальном поведении и домогательствах сотрудниц канала. К тому же нарратив строится с точки зрения пострадавших женщин без виктимизации. Это делает «Секс-скандал» довольно колючим фильмом без спекуляций.